Камень вместо Хлеба:
куда ведет современное язычество?
Приветственное слово митрополита Омского и Таврического Владимира участникам Всероссийской научно-практической конференции «РОССИЯ И ЯЗЫЧЕСТВО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»
Омск, 13-14 марта 2013 г.
Слово митрополита Владимира на конференции «Россия и язычество: мифы и реальность» (Видео)
Ваши Преосвященства!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Уважаемые дамы и господа!
Представляется глубоко не случайным, что наша конференция, посвященная проблеме язычества в России, проходит накануне Святой Четыредесятницы – Великого поста.Великий пост – не только время воздержания от пищи; это время нашей особой духовной борьбы с силами тьмы, силами зла, которые в это время особенно ожесточенно нападают на нас, всячески искушая и стремясь лишить нас тех даров, которые приобретает истинно и нелицемерно постящийся.
Великий пост есть напоминание о тех сорока днях, в которые Господь в Своей земной жизни постился в пустыне и преодолел все искушения. В Евангелии от Матфея сказано: И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами (Мф.4:2-3). Вдумаемся: в чем смысл этого искушения? И почему Сын Божий отвергает то, что нашептывает Ему искуситель? Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Ведь что, по сути дела, предлагалось Христу? Он, будучи облачен человеческой плотью, испытывал муки голода. Плоть человеческая немощна; она страдает от болезней, от страстей, от неутоленных желаний и вожделений. Как врачевать ее, как угасить ее болезни и похоти? Господь Иисус отвечает: Словом Божиим. Но часто ли современный человек врачует себя этим Словом?
Много ли сегодня жителей России знают, когда начинается Великий пост, что такое Великий пост и для чего его соблюдают? Много ли даже среди тех, кто приняли Святое Крещение и называют себя православными, тех, кто постится? И много ли среди постящихся тех, кто понимает, что пост это не просто отказ от определенной пищи, но время усиленной молитвы, время врачевания себя и своих близких Словом, исходящим из уст Божиих – Евангельскими заповедями о любви, а также теплым словом молитвы, слезным словом покаяния, кротким словом любви?
Да, врачевать себя и ближних этими словами – великий духовный труд. В особенности – в нынешнее время, когда нас то и дело прельщают гораздо более легким способом «превратить камни в хлеб». Не помогает нам от болезней медицина? Враждуем с кем-то и, не желая, как то учит Господь, мириться с ним, лишаемся покоя и сна? Или, наоборот, испытываем к кому-то любовь или просто плотское влечение? Не беда, говорят нам: вот знахари, ворожеи, «народные целители», колдуны, экстрасенсы, книги заговоров, курсы белой, черной и прочей «разноцветной» магии, разные места с якобы «особой энергетикой», куда особые «посвященные» водят на поклонение целые толпы… Что они все предлагают? Всё то же, что более двух тысяч лет назад предлагал искуситель в пустыне Христу. Удовлетворить свои желания, превратить камень в хлеб и тем насытить, ублажить, успокоить свою плоть. Вместо поста и молитвы повторить некое заклинание – и вот уже камень вроде бы становится хлебом: как бы «исцеляются» болезни, как бы «разрешаются» семейные проблемы, как бы «прекращаются» денежные затруднения… До времени. А потом наступает горькая расплата.
Язычество многолико. Порой оно даже пытается подделаться под Православие. Расплодились новоявленные «православные целители», которые якобы исцеляют с помощью молитвы. Конечно, молитвенное слово обладает особой силой. Но, спрашивается, для чего тогда обращаться к кудесникам? Церковь не делает свои молитвы тайной, ни от кого их не скрывает. Все эти молитвы есть в любом православном молитвослове; возьми и читай, повторяй, молись!
Об этом язычестве, выступающем под видом Православия, писал еще и святитель Иоанн Златоуст. Он открыто называл язычниками и идолослужителями тех матерей, которые относят заболевших детей к старухам-кудесницам, чтобы те наложили на них особые «повязки». «Ибо эти повязки, – говорит великий вселенский учитель, – сколько бы ни мудрствовали употребляющие их, утверждая, что мы призываем Бога, больше ничего не делаем и тому подобное, что старуха – христианка и верующая, все это – идолослужение. Ты верующая? Перекрестись; скажи: вот единственное мое оружие, другого не знаю» (8-я беседа на Послание к Колоссянам).
Так и сегодня. Люди, не желая брать на себя труд молитвы, труд исповеди и покаяния, не веря в силу слова, исходящего из уст Божиих, а также – из уст священнослужителей, из уст верующих, усердно молящихся в храме, веруют в слово, исходящее от знахарей, колдунов, шаманов. Сколько потом этих мнимо «исцеленных» оказывается в больнице с еще более тяжелым диагнозом. Сколько их приходят потом в Церковь, умоляя спасти их: «исцелившись» от какой-то телесной болезни, они вдруг начинают страдать какими-то навязчивыми идеями, галлюцинациями, в доме у них начинает происходить что-то непонятное. Такова цена похода к целителям, не важно, называли они себя православными или нет.
Языческое мировоззрение торжествует, а православное вытесняется, буквально выталкивается из сознания людей.
Можно ли после этого удивляться, что по всей России возникают различные языческие объединения: «Велесов круг», «Круг языческой традиции», Лига Освобождения Разума… Воистину, не «освобождением разума», а «освобождением от разума» надо было бы это все назвать. Восемь языческих организаций в России даже официально зарегистрированы и действуют на, так сказать, законных основаниях. Даже здесь, в Омске, мне рассказывали, была создана и более десяти лет активно действовала языческая организация так называемых инглингов, возрождавших славянское язычество. И тоже была зарегистрирована, и тоже действовала «на законных основаниях», пока власти не схватились за голову.
Своего рода язычеством был и большевизм, взрывавший храмы и заставлявший людей поклоняться памятникам, творить себе кумиров, быть материалистами. И с падением советской власти язычество никуда не исчезло, оно лишь приняло новые формы. Срубишь одну голову – отрастает другая.
В этом году Русская Православная Церковь отмечает 1025-летие Крещения Руси. Многие понимают Крещение как какое-то однократное, единовременное историческое событие, вроде Куликовской битвы или, например, основания Омска. Это не так: Крещение – это длительный, многовековой процесс, в ходе которого Церковь, пядь за пядью вытесняла из сознания людей языческие верования и суеверия, то совершая прорывы, а то, увы, и отступая. И как показывают приведенные случаи, как вообще показывает то, что мы сегодня проводим с вами эту конференцию, – дело Крещения Руси не завершено. И нам еще много предстоит потрудиться на этом поприще – просвещая людей, спасая их души, отвращая их от суеверий, оккультных и магических практик, от культа материального потребления и искушения разными языческими зрелищами. Ибо как ответил Господь наш искушавшему Его: Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Позвольте в заключение поблагодарить Социально-гуманитарный факультет Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, совместно с которым организована эта конференция, а также Омскую государственную областную научную библиотеку имени А.С. Пушкина, предоставившую этот уютный конференц-зал, – и пожелать всем ее участникам интересной и плодотворной работы.
Пресс-служба Омской епархии