Суворов говорил, что сражается за «Святые Алтари и Престолы». За алтари христианских храмов и за престолы христианских государей. Суворовские чудо-богатыри знали, что воюют с «безбожными» французами, которые « убили своего царя и разрушают храмы Божии». Вспомним, что принесла миру «великая» Французская революция, что несли Европе бригады Французской революционной армии под лозунгами «свобода, равенство, братство».
Франция до сих пор празднует день взятия Бастилии и поет «Марсельезу». Мало кто помнит и том, как проходила в прекрасной Франции эта революция — детище энциклопедистов и антиклерикалов. Кровавые вакханалии, постоянно работающая гильотина, низость и подлость и невероятная жестокость якобинцев, действительно кровожадных чудовищ Маратов, Дантонов, Робеспьеров. В парижском соборе Богоматери — храм «Богини Разума», осквернение святынь, убийства священников. Суворов ясно понимал, что это дух богоборческий, дух антихристов, чувствовал во французской революции «дыхание ада». «Париж — корень зла. Париж — беда всей Европе» — пророчески предупреждал Суворов. Французские войска громили армии соседних государств, и наблюдая за тем, что творилось в Европе, Суворов свои письма к Императрице Екатерине II, заканчивал словами: « Матушка, прикажи мне идти на французов!». Воистину пророчески предсказал Александр Васильевич и ту опасность, угрожающую на России, когда Бонапарт с войсками будет в Польше. Даже точно предвидел, какие из европейских стран отдадут свои полки в армию Наполеона. Точно назвал и количество войск — более полумиллиона. Кстати, во время вторжения полчищ «двунадесять языков» в Россию, осквернения иноземцами соборов Кремля, многие православные не без оснований считали Наполеона «предтечей антихриста».
Суворов стремился уничтожить страшную опасность в зародыше — « Я бил французов, но не добил. Париж — мой пункт, беда Европе». «Широко шагает молодец, далеко пойдет, если не унять» — говорил о Наполеоне. И, если бы не вероломная измена Австрии, заставившая Государя Императора Павла I отозвать русские войска, Суворов, можно не сомневаться сокрушил бы Корсиканца.
Наполеона пришлось бить и гнать прочь с Русской земли любимому ученику Суворова, Михаилу Илларионовичу Кутузову. И закончилось противостояние «безбожной» Франции и Русского Царства в Париже, в 1814 году. На Пасху 14-го года, на площади, где французы убили своего короля, стояли в парадном строю русские полки. Полковые священники, в красном пасхальном облачении, совершали у походных алтарей торжественное богослужение. И на возгласы священников «Христос Воскресе!» вместе со своим Русским Царем, Государем Императором Александром I, отвечали тысячи русских воинов, с боями, от Бородино и Малоярославца дошедшие до Парижа. «Воистину Воскресе!» — громовой победный возглас «христолюбивого воинства» разносился над Европой.
Суворов учил своих солдат перед сражениями с французскими войсками: «Французы — нарушители общей тишины и враги общего спокойствия. Французы отвергли Христа Спасителя! Страшитесь их разврата! Вы были счастливы верою — храните ее. Дорожите совестью своей; да не упрекнет она вас в том, что вы были спутниками утеснителей веры и прав народных. Бегите лжеучителей!». Завет Русского Архистратига своим чудо-богатырям.
В Италии, в освобожденном Милане, жители усыпают его путь цветами, ветвями деревьев, становятся на колени, целуют руки, полы платья. Суворов осеняют себя крестным знамением и повторяет: «Бог помог!.. Слава Богу!.. Молитесь Богу больше!».
В Швейцарии, на самой вершине Сент-Готарда монахи-капуцины с трепетом ждут появления «северных варваров». Появляются русские войска. Одежда и обувь превратилась в лохмотья, почти босые русские солдаты, совершили тяжелейшие переходы по горным ледникам и снежным перевалам, давно закончились последние сухари. Наконец, русские достигли вершины Сент-Готарда. В Готсписе, в странноприимном доме монахи привыкли спасать путников попавших в беду в зимних горах. Приготовлены заранее еда и пить. Но, русский старец-полководец приветствует приора и просит всех, прежде всего, пройти в церковь — отслужить благодарственный молебен Богу. Монахи-капуцины с изумлением смотрят, как знаменитый Суворов сам зажигает свечи, истово крестится, поет со всеми благодарственные молитвы.
Наконец, перешли и Паникс. Непроходимые зимой Альпы преодолены, французы разбиты, и русская армия одолела последний перевал. Суворов перед строем своих чудо-богатырей срывает с головы шляпу и воздев руки к небу громко запевает: «Тебе, Бога хвалим!».
Суворов сражался, защищая не только алтари христианских храмов от поругания безбожниками, но и престолы христианских государей. Вся жизнь Александра Васильевича — пример верности Царскому престолу. Одним из «чудачеств» Суворова при Дворе был обычай полководца не только класть три земных поклона перед иконой Царицы Небесной, но и приветствовать земным поклоном Государыню Императрицу. В то время, когда придворные изящно и галантно склонялись в поклонах перед Императрицей, прославленный полководец клал земной поклон перед Государыней. Суворов подчеркивал свое христианское благоговение перед самодержавной Царицей.
Суворов говорил: «Помилуй Бог! Мы Русские Богу молимся; Он нам помощник; Царю служим — он на нас надеется и нас любит». Верную службу Царю, Суворов считал не только христианским долгом, но и великой добродетелью. «Русские на все способны, и Богу молиться и Царю служить!» — с восхищением произнес Александр Васильевич, радуясь подвигам своих чудо-богатырей.
Старательно и умело, враги Императора Павла I, пользуясь тем, что Суворов был далеко от столицы, в войсках, долго пытались поссорить Государя и полководца. Несмотря на благоговейное отношение к Царскому престолу, Александр Васильевич, как и при Императрице Екатерине II, всегда говорил правду, смело обличая недостатки гатчинских нововведений в армии. Его слова: «Букли не пушки, пудра — не порох, коса — не тесак, а я не немец, а коренной русак!», «Русские прусских всегда бивали!» — разносились по армии. Но, зная непоколебимую верность Суворова Царю, заговорщики даже не помышляли склонить знаменитого полководца к измене. Удалось лишь интригами добиться опалы и ссылки Суворова.
Кстати, Александр Васильевич говорил о том, что у него семь ран; две получены на войне, а пять при Дворе. Но эти пять, по его словам были мучительнее первых.
Ссылка в Кончанском, для Суворова была молитвенным затвором. Суворов не только поет на клиросе в сельской церкви. В опале, в смирении и терпении душа великого полководца собирает силы, готовится к подвигу Швейцарского похода. Суворов просил Государя о разрешении отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, чтобы закончить дни службой Богу в монашеской обители. В письме Суворов пишет: «Спаситель наш один безгрешен. Неумышленности мои прости милосердный Государь». Но Господь готовил Александра Васильевича к последнему великому подвигу во славу Бога, Царя и Отечества.
Необыкновенным было примирение благородного Государя Павла Петровича и Суворова. В письме Императора полководцу признание Государем и своей вины:
«Граф Александр Васильевич! Теперь не время рассчитываться. Виноватого Бог простит. Римский император требует вас в начальники своей армии и вручает вам судьбу Австрии и Италии. Мое дело — на сие согласится, а ваше — спасти их. Поспешите приездом сюда и не отнимайте у славы вашей время, а у меня удовольствие видеть вас. Пребываю вам благосклонный. Павел.»
Суворов целует письмо и отдает приказ: «Час собираться, другой — отправляться. Служил в деревне за дьячка; пел басом, а теперь поеду петь Марсом»
В Санкт-Петербурге, подходя к Царю, Суворов читает вслух молитву Господню «Отче наш», и при словах « И не введи нас во искушение», — преклоняет колено. Государь, поднимает Александра Васильевича с колена, завершая молитву: «Но избави нас от лукавого!»
Величественное и достойное примирение Русского полководца-христианина и Русского Царя. Стремясь наградить Суворова за терпение и верность, Император Павел I возлагает на Суворова цепь ордена св. Иоанна Иерусалимского Большого Креста. Суворов воскликнул: «Боже, спаси Царя!». «Тебе спасать царей!» — отвечает Государь.
После великого Швейцарского похода Император Павел I, присвоив Александру Васильевичу звание генералиссимуса, повелел, чтобы армия отдавала Суворову военные почести подобные особе Государя, причем даже в присутствии самого Царя.
Суворов сражался, «спасая престолы», стремясь защитить от «гиены», как называл полководец Французскую революцию, христианскую государственность европейских держав. Православные Русские Цари сдерживали «дух антихристов», «дыхание ада». Тютчев в середине ХIХ века пророчески скажет в мире есть две силы — революция и православная Россия. И, как же не хватало русским генералам, изменившим в марте 17 -го года Царю-Мученику Николаю Александровичу, этой простой, святорусской верности Царю великого полководца и великого христианина. Верность Суворова Царю, Помазаннику Божию основывалась на его твердой, православной, святоотеческой вере. Исполнили бы генералы Суворовский завет «Вы были счастливы верой, — храните ее! Бегите лжеучителей!» — сохранили бы верность Царю, иной бы была судьба России и всего мира в ХХ веке.
Мы сегодня видим, куда движется современный мир, построенный на «гуманных идеалах Великой Французской революции», провозгласившей — «свобода, равенство, братство». Христу в этом безбожном мире места нет. Суворов в ХVIII веке ясно понимал, что людям несет этот «дух антихристов», и сражался с ним именно, как «Христов Воин». Когда Александра Васильевича поздравляли с переходом через Альпы, полководец произнес, воистину пророческие слова: « Бог помог нам одолеть их и пройти сквозь громовые тучи. Но поможет ли нам отвести громовые удары, устремленные на Престолы?.. Его Святая воля!»
В 1812 году нашествие «предтечи антихриста» Наполеона было разгромлено Русским христолюбивым воинством. В 1917 году Россия потерпела поражение, но сохранена молитвами Святых Царственных Мучеников, всех Новомучеников Российских, под Покровом Державной Матери Божией. В мире, по прежнему противоборствуют две силы — революция и Россия, все же сохранившая православную веру. В наши дни «дух антихристов», в виде «глобальных структур», уже овладевших миром, стремится окончательно сокрушить Россиею. И речь идет не только о наших энергоресурсах и территории необходимой «мировому правительству». Мы сталкиваемся с той же ненависть ко Христу и Его Церкви, которой были одержимы и французские якобинцы и те, кто захватил власть в России в 17 году. Россия, которая может возродиться как Православная Русская держава, — последнее препятствие на пути этих богоборцев. И вновь России угрожает опасность; и с Запада — НАТО (нынешние полчище «двунадесят языков»), и с Востока и Юга — нашествие иноплеменных орд. Противники превосходят сегодня Россию и в материальных и людских ресурсах. Но, несмотря на то, что разрабатываются все новые и новые виды вооружений, несмотря на существование ядерных сил, высокоточного оружия, несмотря на то, что противоборство переходит и в космическую сферу, решающим в этом противостоянии с врагом, по-прежнему, будет дух Армии и дух Народа. Суворов говорил: «Один десятерых не одолеешь. Помощь Божия нужна». Отступившая от веры и Христа Спасителя «постхристианские» Европа и США, набирающие силу фанатичные полчища «воинов Ислама» под зеленым знаменем, миллиардный языческий Китай…
Задумаемся, необходимы ли сегодня Русской Армии, суворовские заветы и молитвенная помощь Русского Архистратига?
Храмоздатель, церковный певчий, звонарь, благотворитель…
Говоря о возможном прославлении Александра Васильевича Суворова, нельзя не вспомнить о том, что великий полководец был и храмоздателем. В Новой Ладоге, будучи командиром Суздальского полка, Суворов построил храм Петра и Павла. Вместе с солдатами носил бревна, собственноручно вырезал крест установленный на куполе церкви. Отправляясь с полком на войну, послал протоиерею Антонию письмо с просьбой: «Прошу вашего благословения, чтобы доколе полк не возвратится, ежедневно совершалась служба» и пожертвование на храм. Построил церковь Св. Александра Невского в Кончанском, и несмотря на занятость прибыл в далекое имение, чтобы помолиться на освящении храма. В Кистыше, на месте построенной отцом полководца Василием Иванычем, деревянной церкви святителя Василия Великого, Суворов воздвиг каменный храм, с пределами пророку Илье и Св. Александру Невскому. Заботился и украшал храм в Ундоле. В Турецкую компанию прислал письмо с приказом продать в Ундоле имение, лошадей, сбрую, посуду, и все деньги отдать на церковную утварь.
Церковный хор, набранный из крестьян, был лучшим в губернии. Сам Александр Васильевич очень любил, ценил и понимал церковное пение. Пел Суворов на клиросе и в своем родном московском храме святого Феодора Студита. В Кончанском, Суворов задолго до начала службы поднимался на колокольню, и поджидал, пока на зеленном пригорке появится фигура деревенского священника, идущего на службу. Тогда Суворов начинал звонить в колокола. Звонил искусно. Во время богослужения прислуживал в алтаре, подавал кадило, читал записки. Любил читать на клиросе, особенно часы и Апостол.
Суворов был и просветителем, заботился о том, чтобы звучало Слово Божие. Не только открывал воскресные школы при храмах, но и сам написал детский катехизис. Будучи командиром Астраханского полка, занимается образованием офицеров и солдат, строит на свои средства при храме школу для солдатских детей, где преподает и детям и взрослым арифметику, набрасывает основы новых учебников.
Александр Васильевич любил жизнь в деревне. Однажды, когда доктор советовал заболевшему полководцу отправиться на теплые воды, Суворов ответил: «Помилуй Бог! Что тебе вздумалось? Туда посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов. Там пусть они купаются в грязи. А я истинно болен. Мне нужна молитва в деревне, изба, баня, кашица и квас».
Много можно говорить и о том, на каких прочных христианских началах строилась хозяйственная жизнь в имениях Суворова. Кстати, в его имениях хозяйства были намного эффективнее, чем у соседних помещиков. Александр Васильевич был не только «отец солдатам», но и отец для своих крестьян. Всегда помогал неимущим встать на ноги, поднять хозяйство. Окружал заботой вдов, убогих, инвалидов. Как отец, Суворов особенно заботился не только благополучие и достатке, но и о здоровье и нравственности крестьян. Старался, чтобы в его владениях не было бобылей и бесприданниц. Как мог, поощрял деторождение, на рождение ребенка всегда жаловал семье серебряный рубль. «Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми» — был убежден Суворов.
Известно множество свидетельств о том, как Суворов оказывал различную помощь нуждающимся, но о тайных пожертвованиях крупных сумм на богоугодные заведения стало известно только после смерти полководца. «От неизвестного», Александр Васильевич переводил ежегодно 10 тысяч рублей в Петербургскую тюрьму на выкуп должников.
Великий полководец обладал необыкновенно добрым и милующим сердцем. Великим Постом, в лютые морозы в доме Суворова была устроена «птичья горница» — лесных птиц спасали от голода и холода — «мороз рано, — погибнут». Пытаясь помочь матери капитана Синицкого вернуть сына из ссылки в Сибирь, Суворов пишет старушке-матери: «Я молится Богу буду, молись и ты, оба молиться мы будем!». Удалось добиться помилования и вернуть Синицкого из ссылки.
Денис Давыдов замечает, что Суворов « пятьдесят пять лет командуя русскими армиями, не сделал несчастным ни одного человека, ни одного чиновника и рядового, он не ударив ни разу солдата, карал виновных лишь насмешками в народном духе, которые врезались в них как клейма». Многие считали Суворова, даже чересчур мягким. На представления строго наказать виновного Суворов отвечал: «Я не палач». И при этом, дисциплина в его войсках была железная.
Узнав, что за всю Итальянскую компанию и Швейцарский поход не было ни одного случая неповиновения, Суворов воскликнул: «Я узнаю наше русское войска. Ноша службы легка, когда ее дружно поднимают многие. Нет! Греки и римляне с нами не равняются!»
Необыкновенное великодушие проявлял Суворов к побежденному врагу. Отпуская из плена генерала Лекурба, Суворов, узнав, что француз недавно женился, передал молодой жене генерала цветок. Этот цветок, как величайшая святыня хранился в доме Лекурба в Париже. В 1814 году Лекурб показывал его русским офицерам.
Суворов был несчастлив в семейной жизни. Но это не его вина, а беда «галантного века». И упрекать Александра Васильевича за то, что не смог простить супругу невозможно. Суворов был строг, прежде всего, и к себе. Полководец превыше всего ценил чистоту и спокойную совесть. Суворов не стал более искать семейного счастья, а всю оставшуюся жизнь, все силы полностью отдал Отечеству. Но, как трогательна его любовь к дочери Наталье, «милой Суворочке». Александр Васильевич со всей искренностью говорил: «Жизнь моя для Отечества, смерть моя для Наташи». Письма к дочери исполнены не только нежной отцовской любви, но огромной заботы о нравственной чистоте дочери, укреплении ее в благочестии.
Суворов в письмах своему крестнику Александру Карачаю и молодому офицеру П.Н.Скрипицину оставил необыкновенно глубокое и лаконичное наставление, объясняя каким необходимо быть истинному герою. Александр Васильевич предостерегает молодых людей от опасности превращения добродетелей в недостатки. Например, советует быть: «Отважным, но без запальчивости. Скорым без опрометчивости. Подчиненным, но без унижения. Начальником, но без кичливости. Победителем, но без тщеславия. Благородным, но без гордости… — и много других не менее точных советов оставил великий полководец… Суворов просит быть: «Врагом зависти, ненависти и мщения. Противников низлагать снисхождением. Владычествовать над друзьями верностью. Гнушаться лжи. Быть врожденно прямодушным. Быть чистосердечным с друзьями. Прощать погрешности ближнего. Никогда не прощать их в себе. Не унывать в несчастьи… Почтение Бога, Богоматери и святых состоит в избежании греха. Источник греха — ложь, сей товарищи — лесть и обман» — пишет Суворов. Все наставления Суворова проникнуты глубоким христианским духом и не менее поучительны для каждого из нас. И, главное, все к чему советует стремиться молодым людям, Александр Васильевич, он сам сумел воплотить в своей жизни.
(Продолжение следует).
{backbutton}