Епископ Тарский Савватий: тунеядцев среди украинских беженцев я не встречал

В феврале-марте Омскую область накрыла новая волна жителей Юго-Востока Украины — приехали более 50 человек. К этому времени в Тарской епархии накопили немалый опыт помощи беженцам. В Тарской епархии всего 25 священников, которые окормляют 50 приходов. Здесь никогда не было планов строить приют для беженцев.

Епископ Савватий поздравляет беженцев с Рождеством Фото с сайта tara-eparhiya.ru

— У нас в епархии опустел детский дом,это хорошо, ребят разобрали по семьям. Пустовало два трехэтажных здания на 5 тыс. кв. метров, уже собирались снимать их с охраны, хотя понимали, что в Сибири всё быстро развалится, если не использовать. Тогда бывший детский дом предложили епархии. А у меня недаром фамилия Загребельный — думаю, ну ,хотя бы поохраняем. Дом мы взяли. Решили там сделать детский лагерь и с Божией помощью отремонтировали первое здание на 150 детей, выполнили требования Роспотребнадзора, написанное на восьми страницах,— рассказывает епископ Тарский Савватий.

Только потом ,после проведения детского лагеря ,в епархии поняли, что закрытие детдома и передача здания были Божиим приготовлением, чтобы помочь беженцам. Сразу после окончания первой смены в детском лагере представителей епархии вызвали в Министерства труда и соцзащиты области и сказали, что через два дня в Таре будет 100 беженцев из Украины.

— Отказываться мы не стали. Я представил, что творится в душе у беженцев: полная неизвестность впереди, Сибирь кругом, за первый день ,когда выпал снег, его было больше, чем в их родном Донецке за всю зиму.Люди были в шоке. Как им устроить жизнь? Большинство из них уже не связывают свою судьбу с Украиной, но люди в растерянности. Будущее неизвестно, прошлое ранит душу, работы нет.

Я понимал, что просто поить и кормить их, оставив наедине со своими мыслями, будет мало. Душа у человека на месте, по слову преподобного Сергия Радонежского, когда он целеустремлен: или молится, или читает, или работает, или спит. Пятого не дано. От праздности душа разрушается, — рассказывает владыка Савватий.

Тарская епархия — самая большая по территории в составе Омской митрополии, однако здесь менее 30 священников. Центр епархии — основанный еще в XVI веке на левом берегу Иртыша город Тара с населением около 28 тысяч человек,с единственным театром и местной газетой. Спасский кафедральный собор в Таре уцелел как памятник сибирского барокко, это первое каменное здание на территории современной Омской области. Сюда же в храм с осени 2014 года люди понесли помощь беженцам с Юго-Востока Украины. В Тарской епархии был организован пункт временного размещения, где одновременно могут жить 100 беженцев.

joomplu:5073Помощь духовная

— Мы действовали с деликатностью. Не все беженцы были воцерковлены, один даже оказался язычником, показывал наколку, что он какой-то жрец-родновер. Но он пошумел-пошумел и стал жить в нашем церковном учреждении, — улыбается епископ Савватий.

Предполагали, что украинцы окажутся в основном воцерковлёнными, в один из первых дней после их приезда на вечернюю службу, которую епископ Савватий совершал при ПВР, пришли человек 20 из ста. Перед помазанием владыка обернулся— а их осталось немного.

Из ста человек набралось 4-5 постоянных прихожан. На беседы с епископом или священниками собиралось по 40человек.

— Они слушали, как слушают  дети: потребность в духовности очень большая. Может, у нас не хватало сил и ресурсов, чтобы как следует им помочь, но, как говорил один святитель, сначала нужно людей полюбить, потом  чтобы они тебя полюбили, а уж потом нести им слово Божие, — рассказывает епископ Савватий.

Помощь душевная

26 августа переселенцы с Юго-Востока Украины приехали в Тару, а 2 сентября силами самих же украинцев уже провели концерт и поздравили детей с началом учебного года.

— Беженцы потом благодарили, говорили: «Вы нас объединили и примирили,» — вспоминает владыка Савватий. — У них ведь нервы на пределе, возникали трения, как и в любом общежитии: очередь к стиральным машинкам, в ванную и т.п. А тут вместе порадовались, порепетировали выступления детей — и объединились. Это был душевный аспект помощи.

Детей сразу постарались занять учебой, кружками. Беженцев знакомили с культурой и природой Сибири, с музеями, с историей, чтобы они полюбили суровый край. Организовали четыре кружка для детей по рукоделию, два кружка для взрослых, поставили швейные машины. Беженцы сами шили себе одежду, ведь многие приехали в Сибирь в шортах и тапочках.

Среди беженцев был один певец (по профессии этот человек — шахтер, но уже в Донецке он выступал на сцене). Благодаря ему в Тарском ПВР создали ансамбль «Криница» и ездили с ним по пунктам временного размещения, так что украинцы своим же соотечественникам-беженцам давали концерты. В епархии это тоже воспринимали как помощь.

joomplu:5074Бюджетные средства ,оказалось ,нельзя тратить на многое потребное, в том числе на психологическую помощь. Сами же беженцы говорили, что в первые дни у них было подавленное состояние. Духовную помощь оказывали священники.

— Судя по всему, мы с этим справлялись. Никто нам оценки не ставил, но к нам стали отправлять тех, у кого случаи посложнее ,- склонных к жалобам, конфликтных людей. Значит, надеялись, что мы справимся, — констатирует епископ Савватий.

Помощь телу

Конечно, на голодный желудок концерты и даже духовные беседы не порадовали бы. С телесными аспектами помощи помогал бюджет. Организованный Тарской епархией центр стал официальным пунктом временного размещения, для конпенсации расходов на содержание его жителей государство перечисляло средства. Религиозная организация епархия  финансироваться государством не может, но ПВР существует на базе АНО «Детский спортивно-оздоровительный духовно-патриотический центр развития детей и молодежи «Застава Ермака». Это светская автономная некоммерческая организация.

В епархии также организовали снабжение вещами.

— Люди приносили вещи на склад, а заведовать складом стали три человека , выбранные из числа тех же беженцев. Сначала они каждую неделю новых троих выбирали, а потом установился порядок. У них обостренное чувство справедливости — их и контролировать не надо было, они сами кого хочешь выведут на чистую воду.

Из 151 человека  первой волны беженцев, кто прошел через ПВР в Таре,26 семей -около 80 человек — подали документы в программу содействия переселению соотечественников. В таком случае они получают около 12 тысяч рублей на каждого члена семьи.

Бывают ли среди беженцев лодыри?

— Беженцы, конечно, не идеальны, — признает епископ Тарский Савватий. — Они южные люди ,поэтому очень эмоциональны. Если уж благодарят, то до слез, если уж жалуются, то от сердца. Даже одна девочка жаловалась на то, что на завтрак все продукты молочные. Но они выскажутся, а потом говорят: » Вы не переживайте, всё у вас хорошо, мы  лишь бы выговориться.» При этом все они очень трудолюбивы. Дома они создавали свое семейное благополучие, заботились о детях, и вдруг у них все сломалось, работы не стало. Они же не монахи, Иисусову молитву творить не будут. С лодырями и тунеядцами я не встречался . Если уж они устраивались на работу, их там только хвалили.

Недовольство, что беженцы якобы ленивы, иногда высказывали местные жители. Действительно, говорят в Таре, они не хотели идти на работу за 7-8 тысяч. Однако, если беженец — отец семейства, у него жена и двое детей, на каждого минимальная потребительская корзина шесть тысяч, ему надо заработать на прокорм четверых минимум 24 тысячи,  идти на работу за 12 тысяч ему никакого смысла нет. А зарплат по 25 тысяч, которые ему нужны на семью, нет во всем регионе, даже официально средняя зарплата по региону — 15 тысяч ( в реальном секторе производства — около 10 тысяч). К тому же местный сибиряк чаще всего уже запасся и домашними заготовками, и хозяйственными мелочами, а беженцу каждую швабру и картошину нужно покупать. Поэтому беженцам трудно было решиться выйти на малооплачиваемую работу.

Жизнь после ПВР

По закону беженцы должны покидать пункт временного размещения через три месяца и дальше определять свою судьбу самостоятельно. В Сибири южанам сложно: тут нужно не только работать и снимать жилье, но топить печь, покупать дрова. Например, одна беженка с тремя детьми была из Союза композиторов Украины. Ее взяли на работу в местный драматический театр.

— Мы нашли ей домик и привезли дрова,  да, сырые, ведь зима была, а мы беженцев не ждали, год назад дрова для них не покололи и не высушили… — рассказывает епископ Савватий. — На Украине они топят сибирским газом, а в Сибири мы их научили топить сырыми дровами. Я даже пугал, что сам буду ходить и учить печь растапливать сырыми дровами.

Для тех, кто покидал ПВР, создали центр добровольческой помощи и социальной поддержки. 26 августа 2000 человек (первую партию беженцев)  одновременно привезли в Сибирь, а 26 ноября у всех трудоспособных одновременно истек срок, когда они могли жить в ПВР. Из 32 ПВР в Омской области осталось тогда четыре (в сохраненный ПВР в Таре привезли многодетных, инвалидов и пенсионеров).

— Мы со страхом ждали, когда кончатся три месяца, понимали, что никого на мороз выгнать не сможем. Но они как-то и сами все разъехались, — говорит епископ Савватий. — Конечно, всем живется тяжело, но один устроился директором клуба, другие еще кем-то. В сам пункт временного размещения мы трудоустроили тех же беженцев, хотя с ними трудновато из-за их эмоциональности, но ничего, это и им помощь, и нам сотрудники. Вахтерами у нас стали двое инвалидов : на работу они не могут устроиться, потому что они инвалиды, пенсию они начнут получать не раньше, чем через год, а какая-то копейка им всё равно нужна, даже если мы их кормим и поим. Наша основная задача сейчас — сопровождать тех, кто уже вышел из ПВР, оказывать им адресную помощь, начиная от вилок-ложек и заканчивая помощью углём. Они стесняются просить помощи,  некоторых даже приходится упрашивать ее принять. Им непонятно, как можно взять что-то, чего они не заработали.

Некоторое время все епархиальное управление фактически занималось только проблемами беженцев, и сам владыка проводил в ПВР больше времени, чем в управлении. Создали информационно-диспетчерскую службу, где собирались и просьбы о помощи, и предложения помощи, и вещи люди приносили туда же ,в епархию. Весь епархиальный образовательный отдел ( четыре человека ) занимался культурно-образовательной деятельностью. Знакомили беженцев с русским языком и основами законодательства Российской Федерации.

— Те, кто к нам приехал из Донецка, — говорит владыка Савватий,— многие с высшим образованием, а то и с двумя. В принципе они конкурентоспособны. Только работы у нас в регионе нет, а на пустом месте начинать свое дело без начального капитала и поддержки знакомых и соседей — сложно.

Но как-то устраивать свою жизнь приходится. Почти все приехавшие с Юго-Востока Украины в Сибирь надеются получить российское гражданство.

joomplu:5075joomplu:5076

Александра КУЗЬМИЧЕВА

Источник: Милосердие.ru

Подобные материалы:

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *