Усть-Шиш по-своему знаменит: это самый южный пункт, до которого дошёл легендарный атаман Ермак Тимофеевич в последней в своей жизни экспедиции 1582 года. В те времена здесь находились татарские юрты — Шиштамак. «Тамак» по-татарски означает «устье», устье реки Шиш.
Позднее, в начале 60-ых годов XIX века, сюда были направлена группа каторжан, которые основали русский поселок Усть-Шиш. В первые годы здесь проживали одни мужчины, но для того, чтобы закрепить поселение, сюда были направлены и каторжные женки для создания семей поселенцев.
После 1890 года в поселке селятся вольные переселенцы, и даже крестьяне-земледельцы. Однако основная масса жителей Усть-Шиша занималась ловлей рыбы, сплавом и вязкой плотов леса хвойных пород. Земледелие здесь, на правом берегу Иртыша, так и не стало основой жизни[13].
Доехав до реки, мы ждали паром, который должен был перевезти нас через Иртыш. К этому же месту подъехали и другие священники (некоторые со своими детишками). Один из пожилых батюшек, отец Николай (Николаев мы встретили несколько), привёз нам три коробки вкуснейших пирогов. С большим удовольствием мы кушали присланные пирожки с картошкой, капустой и яблоками. И даже сфотографировались с ними.
Добравшись на пароме на противоположный берег, мы крестным ходом пошли к установленному здесь деревянному памятному кресту. Поклонный Крест был установлен участниками экспедиции 2010 года на месте последней стоянки дружины Ермака на Омской земле. Был здесь великий атаман 430 лет назад. Здесь, у креста, был отслужен молебен святому Николаю – покровителю похода Ермака и казачьего войска.
Откровенно говоря, местные жители не проявили к нам особенного интереса. К мощам подошли только капитан парома и члены его команды. И вообще это небольшая деревня мне показалась какой-то безлюдной, если не сказать безжизненной. Увы, похоже, перспективы Усть-Шиша не очень радужные.
9.5. Новоягодное
Совсем иное, куда более приятное, впечатление осталось от посещения села Новоягодное, расположенного выше по течению реки Шиш. В этом селе есть небольшой, но очень уютный деревянный храм. Возле него нас встречали жители, и среди них было довольно много детишек, что сразу сделало общую атмосферу более тёплой. До начала службы мы смогли пройти и полюбоваться видом. А он действительно замечательный. С высокого берега реки Шиш открывается замечательный вид. Река здесь делает красивый изгиб. А на другом берегу, к счастью, сохранён прекрасный лес. Красота этого места, оставшаяся на фото и в памяти, и сегодня радует сердце.
После службы мы трапезничали. После довольно скромного питания в первые дни поездки простая деревенская еда была немалой радостью.
Дальше нас ждало возвращение на паром и путь в Тару. Поздно вечером у нас была ещё одна короткая, но примечательная остановка. Почти в полной темноте мы остановились у небольшой стелы, сложенной из жёлтого кирпича. На ней было изображение Богоматери и чёрная мраморная доска. Надпись на этой гласила: «Село Знаменское. Основано в 1663 году. Названо в честь иконы Знамения Божье Матери». Меня поразило то, что, даже я, уже вошедший в православную культуру, как-то не ассоциировал название села с известной православной иконой. Что же говорить о других? Наверняка, думают, что Знаменское — от слова «знамя». Да, корень-то общий, но важна точность. Запомним, Знаменское — от слова «знамение» (в церковно-славянском языке ударение в этом слове падает на первом слоге).И ещё раз мысленно посетовал, что в детстве и юности не было у меня людей, которые бы привили любовь к Богу, приобщили бы к Церкви.
К ночи мы добрались в Тару. Женщин-паломниц устроили в обители Параскевы Пятницы, о которой ещё будет сказано далее, а нас, троих мужиков поселили в небольшой ведомственной гостинице на окраине города. Я немного горевал, что не получился ночлег в Екатериновке, как это было в первоначальном плане. В этом сел я был в декабре, когда ездил с иконой святого Сергия, и оно мне очень понравилось. Хотелось увидеть его летом. Но пока не пришлось.
10. День седьмой (9 июля, четверг). День Тихвинской иконы Божией Матери. Крестный ход в Таре. Круглый стол про Ермака. Самсоново.
10.1. Храмы Тары
Рано утром мы с Юрием почитали молитвенное правило. Затем приехала машина и мы, захватив Геннадия, поехали в Вознесенско-Инокентьевский храм города Тары. Этот храм из красного кирпича был освящён в годы «перестройки» в 1986 году и тогда строился всем миром. Он кажется приземистым, т.к. власти потребовали, чтобы храм не выделялся среди остальной застройки[14]. К сожалению, некоторые храмы Тары были разрушены: власть даже не пожелал их использовать под что-нибудь другое. В итоге силуэт города значительно изменился по сравнению с дореволюционным видом. А ведь эти стоявшие словно свечи храмы освящали наши города, напоминали всем, что Бог рядом, что нужно думать о вечном, вести себя достойно.
Строительство каменных церквей в Таре началось во второй половине XVIII в. Возведение в довольно короткий срок шести каменных церквей и мечети (1802) в городе, население которого составляло чуть более трех тысяч человек, указывает на высокий уровень благосостояния горожан. В Таре была сосредоточена торговля с калмыками, бухарцами, кокандцами, а затем и с восточными странами, которая велась, в основном, через Кяхту. Красавцы-соборы появлялись один за другим. Двухэтажная Спасская церковь (1753–1776) была возведена на средства прихожан. Одноэтажный Никольский собор (1771–1774) – на средства купца Иакова Перминова (собор – с 1832 г.). Успенская церковь (1774–1792), до 1832 г. соборная – на пожертвования граждан, колокольня перестроена в 1842–1843 гг. на средства купца Федора Ивановича Пяткова. Одноэтажная Казанско-Богородицкая церковь (1777) – на средства купцов Нерпиных, к ней было приписано три часовни: одна каменная и две деревянные. Двухэтажная Кладбищенская во имя Тихвинской Божией Матери (1784–1789) – на средства купца Ивана Фёдоровича Нерпина. Двухэтажная Параскевиевская (Пятницкая) церковь на Базарной площади (1791–1825) – тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти его – графом Ивеличем[15].
Таре, как и множеству других русских городов, не повезло: из шести крупных храмов пять были снесены, а в сохранившейся Спасской церкви, ныне старейшему каменному храму Омского Прииртышья, до 1990 года находился музей. Как отмечает историк Н.И. Лебедева: ««Успешно» завершив борьбу с религией, партийное руководство города лишило г. Тару, градостроительно-планировочной основы и лучших памятников архитектуры»[16]. Это, конечно, весьма мягкая характеристика настоящего варварства.
Перед началом службы в Вознесенско-Инокентьевский храм приехал и владыка Савватий, и омские сёстры-паломницы. После литургии владыко обратился с проповедью к собравшимся. Он рассказал об истории праздника Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля по новому стилю). Особо обратил внимание и на специально доставленный к празднику из села Большие Уки в Вознесенско-Инокентьевский храм один из старинных списков этой иконы. Мы все, конечно, с трепетом приложились к иконе.
10.2. Тихвинская икона Божией Матери и и крестный ход к разрушенному храму
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V веке она была перенесена в Константинополь из Иерусалима, где впоследствии для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы.
В 1560 году по приказу Царя Ивана Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613-1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, узнав о приближении шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть её с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.
После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесённый список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе
Во время Великой Отечественной войны Тихвинская икона была вывезена из России в США (как это случилось в деталях, я так и не понял. Вероятнее всего, через Германию). Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 года. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года в Тихвинском монастыре Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была отслужена торжественная литургия[17].
После проповеди владыки Савватия состоялся крестный ход на бывшее тарское кладбище, которое в 1950-е годы было снесено. Там же, на кладбище, был уничтожен и храм, названный в честь Тихвинская икона Божией Матери. Мы с Юрием несли привезённые из Омска иконы: я — икону Царя-страстотерпца Николая II, а он — икону Владимира Крестителя. С хоругвями и иконами мы пришли на окраину Тары, где ныне находится что-то подобие полудикого парка, а ранее было кладбище с церковью. Огромные деревья, высаженные на месте могил вокруг бывшего храма, не смогли заставить забыть о том, что здесь были похоронены люди. Атмосфера кладбища сохранилась, и лично я её чувствовал вполне отчётливо. Единственно, что несколько сбивало с торжественно-трагического настроя молебна – засилье комариной братии, которые нещадно нас атаковали. Так, что все в той или иной мере, стали их отгонять. Державшим иконы и хоругви это было сделать несколько сложнее, но и мы порой не могли удержаться, чтобы не прогнать особо докучавших кровопийц. Епископ Савватий произнёс речь после молебна и выразил надежду, что Тихвинский храм будет когда-то возрождён.
После крестного хода состоялась трапеза в подвальном помещении Вознесенско-Инокентьевской церкви. В ходе беседы за трапезой Людмила Викторовна высказала владыке сожаление, что с паломнической группой в этот раз не отправили священника (в предыдущие поездки они ездили). Мы, конечно, понимаем, сказала наш организатор, что священники очень заняты, но всё-таки авторитет священника помог бы нам провести крестный ход куда более успешно. Да и разногласий бы удалось избежать. Конечно, в этом трудно было с ней не согласиться. Нам священника действительно не хватало, но и без него духовная польза поездки была несомненной.
После застолья мы поехали в местную библиотеку, где должен был пройти «круглый стол» На сей раз куда более обстоятельный, чем усть-ишимский.
10.3. Как встречали Цесаревича в Таре 124 года назад
Не могу удержаться от того, чтобы не передать рассказ Э.Э. Ухтомского, как встречали наследника престола в Таре в июле 1891 года. Да, и этот сибирский город также принимал Царевича Николая. Было это, получается, 124 года назад (мы приехали почти точно к очередной годовщине). Конечно, в наш век всеобщего недоверия к любой информации (и особенно официальной) кому-то будет трудно поверить, что жители испытывали искреннюю симпатию к Цесаревичу и повсеместно старались выразить ему свою любовь и уважение. Но это правда: монархические настроения были распространены очень широко, хотя уже тогда бытовали, особенно в студенческой среде и нигилизм, и социализм, и, конечно, либеральные идеи. И всё-таки давайте почитаем, как встречали Наследника в Таре в 13 (25) июля 1891 году. Я привожу обширную цитату, ничего не сокращая, поскольку даже незначительные на первый взгляд детали делают картинку более объёмной.
Описание князем Ухтомским встречи Цесаревича на тарской пристани: «К счастью горожан погода 13 (25) июля стояла прекрасная. Его Высочество, встав ранее обыкновенного, изволил любоваться при приближении красивым поэтическим видом города, а когда подошли ближе, выразил одобрение усердию горожан, столь красиво убравших пристань».
Жители, ожидая высокого гостя, «не остановились перед расходами и заботами»: дорога к городу была уставлена флагами, близ пристани устроили большую украшенную площадку, вымощенную деревом, а с двух сторон пристани на большое расстояние по воде были поставлены флагштоки, соединённые гирляндами и украшенные иллюминацией. На пристани было собрано духовенство, и выставлен почётный караул. «Его Императорское Высочество изволил выйти и, приложившись к святому кресту и приняв окропление святою водою, направился к почётному караулу. Проследовав вдоль него и поздоровавшись с нижними чинами, а так же с воспитанниками учебных заведений, собранными на той же площадке, Его Высочество принял депутации с хлебом-солью. Первыми представлялись гласные города Тары с городским головою Пятковым во главе, затем были допущены поднести хлеб-соль старообрядцы Тарского округа, причем блюдо подносил пожилой крестьянин Чинягин; после него приветствовали Его Высочество прибывшие издалека бухарцы Тюменского округа и инородцы Кашегальской волости того же округа, затем бухарцы Тарского округа и инородцы Аялынской волости того же округа».
Тарский городской голова Пятков поднес наследнику золоченое с эмалью серебряное блюдо работы московского фабриканта Шапошникова. Старообрядец Чинягин вручил гостю серебряное блюдо с резьбой и такую же солонку. Бухарцы Тюменского округа привезли блюдо ореховое с отделкой и надписью на мамонтовой кости. Ясачные инородцы-магометане Кашегальской волости подарили фарфоровое блюдо, с отпечатанной золотой надписью. Бухарцы Тарского округа и инородцы Аялынской волости поднесли блюдо оставшегося неизвестным местного мастера из кленового дерева с украшениями. Тут же на пристани стояли воспитанницы Тарской женской прогимназии и их начальница Ильина с букетом. Начальница прогимназии «от смущения не решилась тут же просить этой милости — поднесения цветов. После доклада наследник «разрешил пропустить начальницу и несколько девочек на пароход, где г-жа Ильина имела счастье лично вручить Цесаревичу букет и, надо было видеть радостные лица детей, когда Его Высочество несколькими словами и ласковой улыбкой поблагодарил их.
Перед отходом парохода все депутации были приглашены на палубу и старшие депутаты поочередно допускались в каюту, где из рук Николая Романова получали подарки. Городской голова А.Ф.Пятков получил перстень с сапфиром и брильянтами. Старообрядцу Чинягину были вручены серебряные часы. Серебряные часы с государственным гербом получили тюменцы и татары Аялынской волости. Бухарцы Миршанов и Абейдулин, «равно выборный от бухарцев Тарского округа Начметдин Айтыкин» удостоились получить медали на Станиславских лентах для ношения на груди. Начальница прогимназии Ильина получила кольцо с камнями. Кроме этого, наследник пожаловал деньги на угощение детей, воспитывающихся в прогимназии и в Немчиновском сиропитательном заведении.
Жители Тары, собравшиеся на берегу Иртыша, долго провожали пароход восторженными криками. После чего все отправились в собор. В отправленной в тот же день телеграмме они просили губернатора выразить чувства преданности Цесаревичу. Это сообщение было получено Николаем 16 июля, и он поручил искренне благодарить жителей Тары. Его ответная телеграмма «подняла радостное чувство тарцев и пароход «Николай», проходя вечером 17 июля мимо Тары, видел город всё ещё разукрашенным и иллюминированным»[18].
10.4. Наш национальный герой — Ермак Тимофеевич
Приехав в тарскую городскую библиотеку, я обнаружил здесь Алексея Петровича Сорокина, что меня обрадовало. Сорокин, ныне заместитель директора Омской областной библиотеки им. А.С. Пушкина, в хорошем смысле, фанатик краеведения и мог «круглый стол» о Ермаке, приуроченный к 430 годовщине гибели покорителя Сибири, провести интересно. Он тут же предложил мне сесть с ним за стол президиума и быть соведущим. Официальное название темы звучало так: «Личность Ермака в историческом сознании сибиряков». Я согласился, но потом слегка пожалел. Алексей Петрович к мероприятию готовился, поэтому говорил весьма хорошо. А я, усевшись с ним рядом, не только не был готов, но вообще был не расположен к любым научным и околонаучным дискуссиям: у меня было слишком «паломническое» настроение. Больше хотелось говорить о высокодуховных вещах, поэтому просто рассказал о нашей паломнической поездке. Тем не менее, позднее я понял, что и этот эпизод был в какой-то мере промыслительным в нашем православном паломничестве. Ведь Ермак Тимофеевич – настоящий народный святой. Он не только покоритель Сибири он – рыцарь православия.
Вот что по этому поводу пишут диакон Даниил Торопов, Д.Г Осипов: «Широко известно, что среди Русских святых немало воинов, которые с мечом в руке защищали Русскую землю. Для русских воинов защищать Отечество означало защищать и веру Православную. Понятия «защита веры Христовой» и «верность Отечеству» были общими для столь разных уникальных личностей, каждая из которых заняла свое прочное место в исторической и народной памяти.
Подвиг атамана Ермака стал на долгие столетия примером жертвенного служения Отчизне и несокрушимой веры в Бога. Несмотря на свою славу вольного и независимого воина, на деле Ермак Тимофеевич преданно служил интересам государства, утверждая завоеванные территории Сибирского царства в качестве земель, принадлежащих русскому Государю Императору, лишний раз свидетельствуя о том, что для казачьей вольницы государственные приоритеты стояли выше личных чувств и желаний.
Летопись повествует о том, что завоевание Сибири не было бы возможно без Божественного промысла, который водительствовал христолюбивыми воинами. Особое внимание летописец, описывающий подвиги Ермака, обращает на высокий духовный настрой его казачьей дружины: «Взяли щит истинныя веры, и утвердились мужеством, и показали храбрость, положив упование на Бога твердое».
В летописи неоднократно упоминается о горячей вере Ермака, и чудесах, сопутствовавших его походу: «… в темноте молящемуся Ермаку и (с ним) пяти человекам на всенощной явился святой Николай Можайский, повелевая жить в чистоте и прилежно пост соблюдать, и всех добродетелей в любви к ближнему придерживаться, и провозгласил: «Будет на Красной горе церковь Богу и мне впредь; вам же, если не послушаете меня, перестану помогать, и вскоре погибнете в грехах своих: не сохранив добродетели, (в сети) злобы попадете». И об этом видении Ермак все поведал».
«… И когда во время этой битвы снова увидели басурманы и сами, Герман и казаки, в зримом образе Спаса, помогающего им, отводящего стрелы, летящие на них, то вооружились терпением, сражаясь с басурманами до победного конца, чувствуя явную к себе Божию милость и крепкую помощь».
Некоторые летописи говорят о Ермаке как о рыцаре православия. Первый Сибирский архиепископ Киприан писал: «И озарилась Сибирь светом такой несказанной радости во исцеление сибирянам и просветилась просвещением Всесвятого и Животворящего Духа во образе орла: словно орел, покрыл гнездо Свое, Сибирь, с птенцами, и всем селениям и граду дал по перу славы своей. Благодать воссияла везде, и все ею наполнилось и прославилось во всех сибирских краях».
Своим примером атаман Ермак, сохранивший православные заветы, принявший присягу жертвенного служения Отчизне и своему народу, явил образ христолюбивого воина, во всем уповающем на Бога»[19].
В истории похода Ермака в Сибирь немало загадочного и мистического. В «Истории Сибирской» Семена Ремезова (17 век) описаны чудесные явления, сопровождавшие поход ермаковцев. Так, на Тоболе казаки пошли вперед «по явлению святителя Николая Чудотворца». В опасный момент казачье знамя с ликом Спасителя поднялось из струга и само пошло вперед, увлекая за собой отряд. Сам Господь явился с Небесным Воинством и не дал стрелять басурманам в дружинников.
Ермак стал героем сказаний русских переселенцев. Фольклор азиатских народностей уделяет ему не меньше внимания. Истина, стоявшая за подвигам этого великого духа, как бы озарила, осветила всю азиатскую Россию.
10.5. О памятнике Ермаку
И, конечно, то, что у нас в Омской области до сих пор нет памятнику Ермаку – наше упущение. Об этом я тоже говорил на «круглом столе». И, с точки зрения, воспитания исторической памяти, и с моральной. Не говорю уж о туристической составляющей: Ермак – это, извините за иностранное словечко, великолепный бренд и не стоит отдавать его кому-то ещё.
Сегодня прекрасный памятник Ермаку есть в Новочеркасске (открыт в 1904 году). В Сибири есть вышеназванная памятная стела в Тобольске 1839 годы и ещё один памятник Ермаку, история которого тоже весьма показательна. Мы привыкли к войне с памятниками на Украине, но что-то подобное, хоть и недолго, но было и Казахстане. Дело в том, ч то в начале 1960-х годов целинники Казахстана поставили в городе Ермак (с 1993 года переименован в Аксу) восьмиметровый памятник покорителю Сибири — Ермаку. В начале 1990-х годов казахскими националистами памятник был разрушен. Обезглавленного четырехметрового Ермака из Казахстана в Змеиногорск был тайно вывезли на грузовике, чтобы спасти его от позорной смерти на свалке. В разобранном виде памятник пролежал более десяти лет, пока местные бизнесмены не нашли средства на восстановление памятника.
Памятник начали восстанавливать по описаниям, открыткам, фотографиям. Открытие памятника состоялось в день празднования 270-летия города — 19 августа 2006 года. Монумент весом 8 тонн и высотой 8 метров видно из любой точки города. Теперь казачий атаман, скрестив руки, гордо смотрит вдаль — теперь уже на алтайские просторы[20].
В 2010 году открыт памятник в Сургуте, но это не меняет ситуации. Памятник в Омске или области нужен и хорошо бы, чтобы он был поставлен в ближайшие годы. Идеально – к 300-летию Омска в 2016 году, но в это верится нынче слабо, видя как все крупные проекты, намеченные к юбилею города, закрываются.
10.6. Самсоново и прогулка по вечерней Таре.
После библиотеки мы поехали с в село Самсоново, известность которого для жителей области связана, прежде всего, с мостом через Иртыш, построенному неподалёку от села. Этот мост, введённый в строй в 2004 году, имеет большое значение для жителей Тары и прилегающих районов.
Село Самсоново старинное: было основано ещё в 1604 году. Около сотни лет назад село славилось по другой причине – из-за иконы, Можайской иконы святителя и чудотворца Николая. Можайской она называлась потому, что была копией иконы святителя Николая из храма в городе Можайске. На этой иконе святой Николай изображён с мечом. Село было названо в честь его основателя — крестьянина Дмитрия Сампсонова, привезшего на эту землю список с чудотворной иконы св. Николы Можайского.
Известны многочисленные случаи исцелений, произошедших от этой иконы. Желающие могут найти информацию на сайте Тарской епархии. Но мне показался более интересным другой рассказ. Однажды во время одного молебствия в честь Святителя Николая стоявший подле часовни приезжий крестьянин Петр Мокшев грубо выругался. Вдруг голова его повернулась назад так, что лицо оборотилось к спине. Раскаявшийся крестьянин три года приезжал молиться Святителю Николаю перед его Можайской иконой. В эти три года покаяния лицо Мокшева постепенно обращалось на свое место, но на четвертый год он умер, причем лицо его стояло над правым плечом[21]. Надеюсь, что любителям сквернословия это даст дополнительную информацию для размышления.
Мы провели молебен святому Николаю. Самсоновцев на службу пришло совсем немного, но это в какой-то мере объяснимо: мы приехали в середине дня. Вёл службу священник Владимир, ещё сравнительно молодой настоятель тарского Спасского собора.
Потом, попив чай с булочками, вернулись в Тару. Высадившись возле Спасского собора, главного тарского храма, который я хорошо помню по декабрьскому паломничеству, мы осмотрели его снаружи. Шла полномасштабная реставрация, собор был закрыт и весь уставлен лесами. Настоятель пояснил, что удалось попасть в какую-то программу и поучить федеральные деньги на реставрацию. Она была необходима, поскольку храм давно не реставрировался, и световой барабан храма был на грани разрушения. Мне не очень понравилось, что и это доброе дело не обошлось без примитивного пиара. Прямо на лесах реставрируемого собора был прикреплён огромный баннер, с логотипом партии «Единая Россия». Надпись на нём была такая: «Партийный проект Единой России: историческая память». Но всё-таки главное, что дали деньги на реставрацию.
Деньги эти, конечно, не партийные, а государственные. (К этим средствам, кстати говоря, местных священников даже не подпустили, всем распоряжаются власти). Если партия приложила усилия для их выделения на ремонт храма, хорошо. И всё-таки грубый пиар отпугивает. Господь Иисус Христос сказал в Нагорной проповеди: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). В политике же, наоборот, принято кричать на каждом углу о любых добрых делах. Может быть, поэтому люди не очень доверяют политикам.
Вечером владыка отвёз всю нашу группу в обитель Параскевы Пятницы, которая расположена в центре Тары в одном из деревянных домов. До 1624 года в Таре образовалось три монастыря, один из которых был в честь св. вмч. Параскевы Пятницы. Говорят, что на территории России в честь великомученицы Параскевы Пятницы было освящено более 2 десятков храмов. И по известным данным единственный монастырь в г.Таре . Каменный двухэтажный храм во имя вмч. Параскевы Пятницы (главный престол в нижнем этаже) и Прокопия и ИоаннаУстюжских (престол в верхнем этаже) строился с 1791 по 1825 год тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти его зятем графом Ивличевым. Храм был взорван в 1951 году[22].
Сегодня епархия пытается возродить Пятницкую обитель. Ныне она располагается в деревянном доме. Здесь проживает несколько послушниц, которые встретили нас довольно тепло и вкусно накормили. Епископ Савватий рассказал о тарском православном журнале «Фавор» и подарил нам несколько номеров этого издания. Этот журнал можно найти и в электронном виде на сайте Тарско-Тюкалинской епархии.
После этого владыка Савватий и краевед А.П. Сорокин повели нас на прогулку по центру Тары. И, между прочим, рассказали нам немало интересного об истории города и его церквей. Страшно было видеть пустыри, которые ранее занимали прекрасные храмы. Владыка также показал нам несколько строящихся и ремонтирующихся домов (некоторые в весьма плачевном состоянии), которые епархия планирует использовать как в церковных, так ив социальных проектах.
11. День восьмой (10 июля, пятница). Евгащино, Большеречье, Могильно-Посельское, Саргаткое, Любино
11.1. Евгащино
В пять утра водитель отвёз нас в центр города, и мы вновь присоединились к нашим паломницам, ночевавшим в обители Параскевы Пятницы. С нами поехал и А.П. Сорокин. Далее предстоял длинный путь по прииртышским сёлам, но уже без епископа Савватия, Он и так уделили нам очень много внимания и мы ему очень благодарны за это.
Первая остановка была в селе Евгащино (64 км от Тары). Это одно из самых старинных сёл Большереченского района и области. Было основано около 1650 года, как деревня Изюк (по местному названию располагавшегося рядом озера) на другом, правом берегу Иртыша. Часть населения села Изюкского могла являться потомками служилых крещёных татар, происходивших из местных тарских деревень, что давало им право поселиться рядом с татарскими Изюцкими юртами и пользоваться сообща с ясачными татарами рыболовным озером Изюк.
Предки основателей села Белобородовы, Тулиновы, Уразовы и Евгаштины — служили в Таре ещё в 1620-х годах. Основателем рода Евгащиных являлся служилый татарин Евгашта Икбокмасов, один из сыновей которого принял крещение. На 1910 год имелась церковь, 2 школы, хлебо-запасный магазин, винная лавка, 4 торговые лавки, ветряная мельница, 2 маслодельни, маслобойня, 3 завода, 4 кузницы, пожарный сарай, 2 ярмарки, почтовая станция, земская станция. На 1912 год в селе проживало 715 человек православных.
Первая церковь в Изюке была деревянная. Построена в 1779 году во имя Святителя и Чудотворца Николая (1779). Во время пожара в грозу, церковь сгорела дотла. Вторая церковь была построена в 1847 году на средства прихожан, однопрестольная, деревянная на каменном фундаменте, прочная и вместительная, обшита тёсом и выкрашена белой краской. Средства на строительство внесли местные купцы и другие прихожане.
Как и повсюду, довольно драматически и трагически складывалась жизнь священнослужителей после революции. Священник Виталий Багинский, отец пятерых детей, учитель церковно-приходской школы, революцию большевиков не принял. Будучи членом партии кадетов во время гражданской войны организовал дружину самообороны и активно боролся с Советской властью. Расстрелян в 1927 году в городе Минусинске.
В начале 1930-х годов другой местный батюшка, отец Илья Грибов с властью не боролся, те не менее, был арестован и направлен в лагерь. Отбыв срок, вернулся в село, но в покое его не отставили. За отказ отречься от Бога и священнического сана был арестован вторично органами НКВД и расстрелян. (И кто скажет, что это не мученик за Христа?). Такая же печальная участь постигла и священника Евгения Немкова. Церковь продолжала действовать до 1934 года, после чего была снесена.
В настоящее время в селе есть приход Покрова Пресвятой Богородицы. службы проводятся в приспособленном здании, где ранее жил церковный причт. Прихожане пытаются решить вопрос о строительстве нового здания на историческом месте. Настоятелем прихода является иерей Николай Фёдорович Ерак, который и сопровождал нас от Тары до Саргатского.
Мы прочли акафист св. равноапостольному великому кн. Владимиру и совершили Крестный ход вокруг места, где была церковь ранее. Мы с Юрой уже привычно несли иконы. Слегка перекусив, мы отправились в Большеречье.
В наш автобус сел один из прихожан евгащинской церкви. В пути он интересовался нашей поездкой и немного рассказал о себе. Его звали Николай и он почти сразу сказал о том, что дважды сидел в тюрьме. Сам он из «Северного Казахстана», в «лихие 90-е» вёл жизнь весьма далёкую от праведности. И в тюрьме впервые задумался о том, как жить правильно. Среди тех, кто с ним беседовал о вере были и баптисты, и свидетели Иеговы, но Николай говорит, что только в православии он нашёл то, что искал. Бог помог ему выжить в тюрьме и обрести нормальную жизнь. И ещё большую роль сыграла поддержка жены, которая всегда ему помогала. Сейчас он обрёл покой. Живёт честно, ремонтирует ювелирные украшения, постоянно ходит в церковь.
11.2. Большеречье
Проехав 42 км, мы прибыли в Большеречье. Мне уже в декабре 2014 годы приходилось здесь быть с иконой святого Сергия. Это один из самых ухоженных посёлков, которые я встречал в области. Большеречьецентр одноимённого района. Находится на левом берегу Иртыша и на реке Большая, в 205 км к северу от Омска и в 98 км от Тары. Население —около 10, 5 тысяч человек. Возникло Большеречье в 1741 году в связи с укреплением обороны русских границ от джунгар (калмыков), когда был образован Большерецкий форпост. В конце 1750-х годов форпост преобразован в казённую деревню, приписанную к Такмыкской слободе Тарского воеводства.
Православная церковь в Большеречье была основана в 1865 году в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1911 г. храм сгорел. В советские времена храмовая жизнь прекратилась. Колокольню разобрали. В 1991 году митрополит Омский и Тарский Феодосий заехал в Большеречье и благословил возрождение храма. Случилось, это в день Успения Богородицы и потому приход был назван в честь сего Престольного праздника. Здание церкви в то время располагалось в помещении кафе, и на 9 мая в него попала ракета из фейерверка – здание сгорело. Службы стали проводиться в деревянном здании бывшей аптеки. Как-то она была сожжена поджигателем. 28 августа 2004 года прошёл Крестный ход и на месте старой церкви был заложен камень на строительство Храма Успения Божией Матери.
С 2000 по 2006 год службы проводились в здании детского сада. А с 2006 года службы проходят в нынешнем здании, которому где, как мне сказали, ранее была швейная мастерская. В строящемся Храме верхний престол будет освящён в честь Успения Богородицы, а нижний – в честь Рождества Иоанна Предтечи.
Выгрузившись, мы подошли к казакам, которые готовились пойти Крестным ход к пристани. Но здесь возникла одна заминка. Никак не могли найти отца Николая, который ехал на своей машине и вёз ковчежец с мощами. Потом когда мы уже построились и двинулись в путь, ведомые местным настоятелем отцом Андреем, отец Николай нашёлся. Если я правильно понял, по дороге ему стало плохо. Л.В. Дебус попросила Юрия Ивановича его осмотреть. Вид его был нездоровым. И Юрий советовал ему немедленно лечь. Отец Николай передал ковчег отцу Андрею и остался в местной церкви. А мы сходили крестным ходом к Иртышу, где отслужили молебен государю-страстотерпцу Николаю. По дороге я любовался прекрасными купеческими особняками, памятником Георгию Победоносцу и другими объектами «Старины Сибирской». Мы также прошли крестным ходом вокруг строящегося большереченского храма, довольно большого по размеру.
Потом была служба в имеющемся приспособленном храме. Казаки стояли с хоругвями, а мы с Юрой – с нашими иконами. Люди походили и прикладывались к храмовым иконам, к нашим иконам и, конечно, к ковчегу со святыми мощами. Народ шёл довольно активно. Мой приятель Юрий Иванович настолько освоился и проникся важностью нашего крестного хода, что уже иногда руководил процессом лобзания икон местного населения. Не без улыбки я наблюдал, как он настойчиво советовал какой-то растерявшейся молодухе: «Лоб приложи! Лоб приложи!».
После службы – потрапезничали. Я сидел недалеко от местного батюшки – отца Андрея Решитова и, беседуя, пытался лучше его узнать. Священник этот вызвал у меня определённый интерес. Ещё до приезда в Большеречье мне было известно, что у него 11 детей и он, несмотря на это, очень много времени уделяет развитию приходов. Будучи благочинным Большеречинского благочиния Тарско-Тюкалинской епархии, он активно занимается строительством храмов. Внешне отец Андрей богатырём не выглядел. Даже наоборот, имел внешность вполне обыденную: невысокий, лысоватый, не особенно разговорчивый, взгляд с лёгким прищуром. Но даже недолгая беседа с ним показала, что батюшка этот далеко не так прост, как кажется.
Меня интересовало, как сейчас строятся храмы. В связи виденной мною стройкой нового большереченского храма, спрашивал его: как строите? Отец Андрей отвечал мне мудро: «Строю не я, строит Бог. Мы все – лишь инструмент в его руках». Далее он в весьма скупых выражениях рассказал, как начинал строительство храма Большеречье. Фактически он повторил то, что говорил епископ Савватий. Главное – начинать строить, а там Господь, видя усердие, обязательно поможет. Был период, когда был кирпич, но не было средств, чтобы оплачивать строителей. Тогда, недолго думая, отец Андрей лично взял в руки мастерок, и всё лето клал кирпичи вместе с одним прихожанином. И это не осталось не замеченным ни односельчанами, ни властями. (Ни, как я понимаю, и куда более высокими, небесными инстанциями). Появились и средства, и рабочие руки.
В селе Могильно-Посельское был построен деревянный храм почти по такому же принципу. У какой-то женщины были брёвна на сруб, но строить она передумала. Отец Андрей, недолго думая, договорился с ней и взял брёвна на церковь, после чего пришлось год рассчитываться (женщина на это согласилась). И вот теперь есть храм.
Отец Андрей высказал и ещё одну весьма важную мысль: не всякие деньги, которые предлагают на храм, нужно принимать. Был момент, когда ему представители одной политической партии предлагали немалые деньги с большим откатом. Он отказался и не жалеет. Ведь только честные деньги делают храм святыней. А всякая ложь, какие-то мошеннические схемы, лишают божественной благодати.
11.3. Могильно-Посельское
Село Могильно-Посельское находится в 22 км от Большеречья. В декабре отец Андрей уговаривал привезти туда икону Сергия с мощами, но возможности не было, и ему (с сожалением) пришлось отказать. Сейчас же, когда он попросил заехать, мы это с удовольствием поддержали.
Могильно-Посельское тоже ведёт свою историю с XVII (год основания села — 1637-й). К 1871 году население составляло 778 душ, 134 двора. Развитию деревни способствовал проходивший рядом Московско-Сибирский тракт. Первая церковь построена в 1865 году. Из-за малой вместимости здание её было продано в деревню Сидоровскую Тюкалинского уезда. 26 мая 1903 года была заложена новая церковь, которая строилась на средства частных благотворителей, прихожан и на капитал, вырученный от продажи прежнего храма. Престолов было два: главный – в честь Введения во храм Божией Матери, а другой — в честь Св. Николая Чудотворца. Церковь была деревянная, с семью главами и такой же колокольней, на каменном фундаменте, покрыта железом, прочна, вместимостью на 450 человек[23].
Сейчас это село является центром сельского поселения, в которое входят ещё ряд небольших деревень. Выше, в рассказе о Большеречье, я уже начал говорить о том, как отец Андрей Решитов строил здесь церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Активность священника была поддержана и власть имущими, в том числе, из личных средств. В декабре 2012 года на строящуюся церковь в селе Могильно-Посельское был возведён купол. Средства на приобретение купола из личных сбережений пожертвовал уроженец Большереченского района, губернатор Омской области В.И. Назаров. Директор ЗАО «Восход« А.И. Сурилов пожертвовал для храма профнастил. В основном же храм строился на пожертвования прихожан[24].
Сегодня прекрасный Введенский храм почти закончен и является прекрасным украшением села, не говоря уже о той великой духовной пользе, которую он приносит селянам. Для меня храм является и символом веры отца Андрея, который помогает Богу строить храмы. Действительно, многое мы получаем по вере.
В церкви мы отслужили молебен Святому Николаю и сразу же отправились в Саргатское.
11.4. Саргатское
Ехать до Саргатского было не близко (74 км), но в «пазике», повторюсь, ехать было намного комфортнее, чем в микроавтобусе. Кроме того, ехали днём, а не ночью, в уже сложившейся хорошей компании с замечательным духовным настроем, поэтому эта дорога оставила совсем другое впечатление.
Саргатское я также посещал в декабре с иконой преподобного Сергия. Воспроизведу общие сведения о нём и его храме из прошлогодних записок с сокращениями. Посёлок Саргатское расположен на левом берегу реки Иртыш и на реке Саргатка, в 100 км к северу от Омска. Население 8,8 тыс. жителей. Посёлок основан в 1764 году. Статус посёлка городского типа — с 1969 года.
Церковь Николая Чудотворца в Саргатском селе была построена в 1836 году. В 1934 году сбросили колокола, а в 1936 году церковь переоборудовали под клуб. Вся дорогая утварь шла в город на переплавку, иконы выбрасывались в огонь, некоторые иконы удалось спасти, вышедшим на защиту храма, прихожанам. Но, даже после этого прихожане приходили в разрушенный храм, становились в алтарную часть и молились. Многих потом репрессировали.
Большинство местных церковнослужителей были осуждены по политическим статьям как “враги народа”. Среди них оказался и бывший служитель церкви Максим Лаврентьевич Левин, работавший на момент ареста дворником в Омске, он был расстрелян. На многих православных писались доносы, причём своими же местными. И тогда следствием создаётся легенда об «Офицерско-повстанческой организации Тарского округа», у которой якобы имелись районные филиалы, создавшие на местах повстанческие ячейки. Организатором «Саргатского филиала» записали священника Алексея Петрова. 23 сентября 1937 г. омская «тройка» вынесла приговор тридцати участникам саргатской «повстанческой организации»«. К расстрелу было приговорено 17 человек, 11 человек отправлено в концлагеря сроком на 10 лет каждый, к 8 годам приговорены двое.
Омский историк В.М. Самосудов писал, что эти репрессии по этому делу коснулись практически всех северных районов области. Общее число расстрелянных по обвинению в принадлежности к «Офицерско-повстанческой организации Тарского округа» даже по примерным подсчетам будет исчисляться в пределах от 240 до 300 человек. Но и это ещё не всё. Следствие должно будет «найти» 200 участников организации духовенства «Сибирское братство», 250 по «Тевризскому филиалу», ещё 136 по «Знаменскому филиалу» и т.д.
В советские времена церкви в Саргатке здесь не было. А когда в годы перестройки ситуация стала меняться, под церковь решили передать здание дома культуры. Народную инициативу поддержал митрополит Омский и Тарский Феодосий. В 1991 году зарегистрирован приход Храм. Св. Николая Чудотворца. Иеромонах Серафим (Максимов) рассказывал, что церковь строили всем миром. Люди помогали, кто чем может: одни деньгами, другие материалами, а кто вкладывает свой труд. Например, колокольню в Саргатской церкви строили акционеры общества «Сибирь». Колокола отлили москвичи на заводе ЗИЛ, там, где изготовили колокола для храма Христа Спасителя. Купол «пожертвовали люди добрые из Челябинска», и теперь издали над берёзками виден православный крест и под ним горит в солнечных лучах позлащённая луковка купола.
Ещё я узнал из интернета, что в Саргатском пытаются возродить празднование Дня Сибири. В январе 2015 года в Саргатском историко-краеведческом музее состоялись публичные чтения «День присоединения Сибири к Российскому государству». В царской России дату 24 октября (8 ноября по новому стилю) 1581 года принято считать отправной точкой присоединения Сибири к России. Именно в этот день, отслужив молебен в память святого великомученика Дмитрия Солунского, казачьи отряды под предводительством атамана Ермака вступили в столицу Сибирского ханства Кашлык. Поход Ермака в пределы Сибирского ханства положил начало освоению новых земель русскими. Благодаря нему территория Российского государства увеличилась более чем в два раза. Сибирь своими бесчисленными ресурсами существенно обогатила казну государства, дала возможность России стать по-настоящему великой державой.
24 октября 1881 года Императором Александром III праздник День Сибири был узаконен и после этого стал ежегодным. В этот день в России проходили крестные ходы с молебнами в честь Ермака и его сподвижников-первопроходцев. В крупных городах зарождалась традиция губернаторских приемов и балов. Дню Сибири посвящались специальные выпуски местных газет и журналов. Было принято чествовать купцов-меценатов, которые в свою очередь вносили крупные пожертвования в нужды приютов, больниц, нищих.
Кроме того, день этот, следовавший после празднования Покрова Пресвятой Богородицы, выпадал на дни, когда осенняя страда позади и начинались массовые гуляния. Он олицетворял собой праздник благодарения краю за благодатную жизнь.
День Сибири отмечался вплоть до 1919 года, когда традиция по понятным причинам прервалась. Вспомнили о ней тюменские краеведы, которые стали знакомить сибиряков с традициями родной земли и предложили руководству края возродить общероссийский праздник. В Тюменской области активисты при поддержке Тобольской митрополии и комитета по делам национальностей уже третий год отмечают День Сибири. Сотрудники Саргатского музея при поддержке православной церкви тоже начали работу по возрождению праздника — Дня присоединения Сибири к Российскому государству[25]. Думаю, что такая инициатива достойна всяческой поддержки.
Свято-Никольский храм Саргатского встретил нас перезвоном колоколов. Было понятно, что ковчег со святыми мощами и наш скромный крестный ход здесь ждали. Настоятель храма, иеромонах Серафим и прихожане приветствовал нас. Сразу же началась служба. Отцу Серафиму сослужил ещё один старенький священник, хорошо пели певчие.
После службы отец Серафим пригласил всех нас за стол. Он спрашивал о наших впечатлениях и высказывал своё мнение по самым разным вопросам. Уже приехав домой, я узнал, что настоятель Саргатской церкви — отставной капитан Советской армии, а теперь ещё и крупный хозяйственник. О его деятельности по возрождению села пишут даже федеральные СМИ. В почти опустевшем селе Карманове он смог наладить вполне жизнеспособное сельскохозяйственное предприятие. Подробнее об этом в «Российской газете» в 2009 году была напечатана статья «Чудо в Карманове». Прочесть её можно по этой ссылке[26]. Жаль, что статья не попалась мне раньше: я б, наверняка, задал отцу Серафиму несколько вопросов о нынешней ситуации в Карманове.
Но одна мысль, которой поделился иеромонах Серафим, запала в душу после разговора. Мысль, по моему мнению, важная. Когда мы заговорили о различных конспирологических теориях, отец Серафим высказался так. Да, есть немало сил, которые действуют против России. Есть среди них и тайные общества, но давайте никогда не будем забывать, что, в конечном счёте, историю творит Бог, его Божья воля. И это (добавляю от себя) является для нас большой надеждой. Чёрные силы далеко не всесильны и могут быть побеждены. Лишь наше маловерие в немалой степени мешает этому. Но, конечно, мы должны и помнить и о тех страшных событиях, которые предсказаны в Библии. Апокалипсис когда-то грядёт.
11.5. Любино
Дорога от Саргатки до Любино – 78 км. По дороге мы спели песню «Слава Богу за всё». Наши куда более опытнее чем я паломницы, везли с собой сборник Уже вечером мы приехал в конечную точку нашего путешествия. Понимая, что наше путешествия заканчивается все просили друг у друга прощения. И, конечно, все прощали. И это было абсолютно искренне.
Автобус наш остановился на привокзальной площади станции Любино, где некогда стоял поезд, в котором большевики везли пленного Царя. Теперь здесь стоит часовня.
В Любино я был в апреле этого года по приглашению замглавы районной администрации Е.А. Кириенко. Мы познакомились с ней в декабре в Таре, и через несколько месяцев я был приглашён на ежегодные «Царские чтения». Любинцы сохранили память о том, что здесь когда-то был последний император России. 28 апреля 1918 года бывший император оказался на станции Любинской, когда комиссар В.В. Яковлев, перевозивший Царскую семью из Тобольска в Екатеринбург к месту казни, изменил маршрут и повернул поезд в сторону Омска. Первоначально Яковлев планировал везти Царскую семью через Омск в Челябинск и далее в Москву. (Причины этого, кстати, так до конца и не ясны. Высказывают версию, что он хотел спасти Царя). Но вскоре стало ясно, что через Омск поезд не пропустят, и Яковлев направил его в Екатеринбург.
В 2011 году в Любинском прошли первые «Царские дни». В 2012 году на привокзальной площади посёлка была открыта часовня в память Царственных страстотерпцев. В 2013 году здесь, как и во всей России, отмечалось 400-летие Дома Романовых. С 2014 года мероприятия проходят здесь в два этапа: в апреле проводятся «Царские чтения» (вариант конференции с выступлениями творческих коллективов), а в июле — собственно «Царские дни» в форме большого городского праздника. Вот на такие «Царские чтения» я и попал 28 апреля 2015 года, где выступил с небольшим сообщением.
И вот мой новый приезд в Любино: на сей раз с паломнической поездкой. Нас встречала Е.А. Кириенко, но, главным образом, потому, что с нами весь нелёгкий путь проделала её мама — Ольга Михайловна. Вместе с другой жительницей посёлка — Таисией Яковлевной — она давала нам пример терпения и смирения.
Любино — последнее место пребывания императора России на Омской земле. И совершенно оправдано, что эта станция стала и последней точкой нашего маршрута. Путешествие Цесаревича 1891 года, наполненное прекрасными положительными эмоциями, закончилось трагическим ожиданием судьбы в Тобольске 1918 года, а в апреле этого же года и недолгой стоянкой в Любинском.
11.6. Пророчества преподобного Серафима Саровского о будущем Царе-мученике
Взяв иконы, под руководством местного батюшки мы отслужили молебен возле построенной памятной часовни. В Любино построен храма преподобного Серафима Саровского, которого почитала Царская семья. И здесь есть некая промыслительная связь. Ведь среди пророчеств преподобного Серафима Саровского особое место занимает пророчество о будущем Царе-мученике.
«Того Царя, который меня прославит,— говорит преподобный Серафим,— и я прославлю».Это пророчество начало исполняться в 1903 году при прославлении преподобного Серафима, когда Государь написал на прошении: «Немедленно прославить». Известно предсказание Преподобного о том, что будут великое торжество и радость, когда Царская фамилия приедет, и среди лета воспоют Пасху, предсказание, которое заканчивается скорбным изображением грядущих испытаний России: «А что после будет — ангелы не будут успевать принимать души». Царская семья действительно посетила Саров и Дивеево в дни открытия мощей преподобного в 1903 году. Государь с архиереями нёс раку со святыми мощами, и народ пел в великой радости Пасху. И вторая часть предсказания после этого скоро стала реальностью[27].
В 1831 году старец предсказал: «Будет это непременно: Господь, видя нераскаявшуюся злобу сердец их, попустит начинаниям их на малое время, но болезнь их обратит во главу их, и наверх их снидет неправда пагубных замыслов их. Земля русская обагрится реками кровей, и много дворян побиено будет за великого Государя и целость Самодержавия его. Но не до конца прогневается Господь и не попустит до конца разрушиться земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется ещё Православие и остатки благочестия христианского».
В книге «Россия пред вторым пришествием» собраны различные свидетельства о приезде Николая II и императрицы в Дивеево и получение ими пророчеств о будущем России.
В торжествах открытия мощей преподобного Серафима, состоявшихся в Сарове 17-19 июля 1903 г., участвовала почти вся Царская Фамилия. Монахиня Дивеевской пустыни матушка Серафима (Булгакова, 1903-1991) вспоминала о прибытии Государя в Дивеево 20 июля 1903 г.: «…поехали к Елене Ивановне Мотовиловой († 1910. – Сост.). Государю было известно, что она хранила переданное Н.А Мотовиловым (1808–1879. “служкой” прославляемого святого – Сост.) письмо, написанное преподобным Серафимом и адресованное Государю Императору Николаю II. Это письмо преподобный Серафим написал, запечатал мягким хлебом, передал Николаю Александровичу Мотовилову со словами:– Ты не доживешь, а жена твоя доживет, когда в Дивеево приедет вся Царская Фамилия, и Царь придёт к ней. Пусть она Ему передаст.
Мне рассказывала Наталья Леонидовна Чичагова (дочь владыки Серафима Чичагова, написавшего «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», М., 1896. – Сост.), что Государь принял письмо, с благоговением положил его в грудной карман, сказав, что будет читать письмо после. Когда Государь прочитал письмо, уже вернувшись в игуменский корпус, Он горько заплакал. Придворные утешали Его, говоря, что хотя батюшка Серафим и святой, но может ошибаться, но Государь плакал безутешно. Содержание письма осталось никому неизвестно»[28].
По поводу этого письма участник Саровских торжеств 1903 г. игумен Серафим (Кузнецов) пишет (1920): «Преподобным Серафимом, ещё при жизни, было написано по откровению Божию собственноручно письмо к этому Царю, которому будет суждено приехать в Саров и Дивеево, передав его своему другу Мотовилову, последний передал это письмо покойной игумений Марии, которая вручила его лично Государю Николаю II в Дивееве 20 июля 1903 года. Что было написано в письме, осталось тайной. Только можно предполагать, что святой прозорливец ясно видел всё грядущее, а потому предохранял от какой-либо ошибки и предупреждал о грядущих грозных событиях, укрепляя в вере, что всё это совершится не случайно, а по предопределению Предвечного небесного Совета, дабы в трудные минуты тяжких испытаний Государь не пал духом и донёс свой тяжелый мученический крест до конца»[29].
Есть и воспоминания французского посла при русском дворе М. Палеолога, который рассказывает, что однажды, помолившись перед важным событием в своей жизни, Николай Второй произнес следующие слова: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой — да вершится воля Божия!»[30]
Наверное, только во время этого паломничества я по-настоящему глубоко пересмотрел своё отношение к Николаю II и Царской семье. Для меня они открылись с другой стороны. И прежде всего как святые мученики-страстотерпцы. Напомню, что страстотерпец — святой из числа мучеников, принявший смерть от единоверцев и прославляемый за непротивление и беззлобие (что является одной из заповедей Господа нашего Иисуса Христа). В Русской церкви особенно почитаются как страстотерпцы Борис и Глеб, тысячелетие подвига которых мы тоже отмечали акафистами.
Стоит также напомнить, что 1 октября (18 сентября по ст. стилю) 2008 года Президиум Верховного Суда России после почти трехлетней юридической борьбы в судах всех инстанций признал Святых Царственных Страстотерпцев жертвами политических репрессий, подлежащими реабилитации. Этим историческим правовым актом с современного Российского государства снято бремя ответственности за цареубийство 17 июля (4 июля) 1918 года[31].
Вместо заключения
Поздно вечером мы, омские паломники-крестоходцы, прощались с Любино, готовясь вернуться в обыденную свою жизнь. Я настолько привык уже к ежедневным молениям в храмах Божьих, что было даже немного странно, что завтра в церковь я не пойду. Но знал: если буду жив, обязательно прочитаю утреннее, вечернее правило, что стало со времени путешествия с иконой преподобного Сергия в декабре потребностью. Да и в церковь, надеюсь, буду ходить куда чаще. Так что спасибо всем, кто организовал это паломничество. Особая благодарность епископу Тарскому и Тюкалинскому Савватию, который уделил нам большое внимание.
Нельзя сказать, что всё у нас проходило абсолютно гладко. Порой были небольшие неувязки, какие-то непонимания. Враг человеческий делал своё чёрное дело: искал возможности и поссорить нас. Но, слава Богу, общая большая цель, православное мировоззрение, совместная молитва, заставляли всех нас искать пути примирения и смирения. И в конце нашего паломнического путешествия мы чувствовали большое единение и большую духовную радость.
Занимаясь написанием это очерка, я как будто бы вновь совершил наш крестный ход. Рассматривая фотографии, теребя свою память, получая справочную информацию, вновь и вновь переживал основные события этой интересной поездки. Надеюсь, если даст Бог, мои паломничества (как коллективные, так и индивидуальные) будут продолжаться, поскольку они имеют несомненное душеспасительное значение.
17 июля в очередную годовщину убийства Царской семьи (и спустя неделю после завершения нашего паломничества) некоторые из нас поехали в Любино, где прошли царские дни, на всенощное бдение. Меня среди поехавших не было, но в этот же день был в храме и вновь слушал славословие государю-страстотерпцу. Слушал его с каким-то новым чувством.
Паломничество дало новые духовные силы и знания.
Русь Святая, храни веру Православную!
Доктор исторических наук Сергей Сизов
11-18.07.2015, Омск