«Молодежь спасет Россию». Интервью с владыкой Савватием. Часть 2.

– Ваше Преосвященство, мы говорили с Вами о святости материнства, многодетности. Но многодетность вряд ли возможна в так называемом гражданском браке, который сейчас очень популярен. Парни и девушки не спешат вступать в законный брак. Конечно, эта наша вина, вина наших бабушек и матерей. Да и в школе мало говорят о любви и верности, о целомудрии, о семье и семейных ценностях.

– Мнение о том, что молодые люди не хотят вступать в брак, не совсем правильно. Вот Вы хотите быть святой? По-честному.

– Я хочу победить свои грехи.

– Ну, это всё правильно. Но святой Вы хотите быть?

– Наверное.

– Давайте не уклончиво, а «да/нет».

– Я хочу, но просто мне кажется…

– Вот никаких «но». Вы хотите или нет?

– Хочу, конечно.

– Ну, вот если я от Вас только с четвертого раза выведал, что на самом деле Вы хотите, то и с молодежью то же самое. Каждая нормальная девушка мечтает о материнстве. Каждый нормальный парень, мужчина мечтает о семье, о святости брака. Они хотят этого, но, как и Вы, говорят: «Ну, это всё теория, а как на практике-то? С моим одноклассником мне свою жизнь связать, что ли?»

Даже в монастыре современному человеку, воспитанному в эпоху потребительства и эгоизма, трудно объяснить смысл послушания. Так и в семье. Михаил Хасьминский, психолог Центра кризисной психологии, говорит: «Сейчас стрессом является не только война или чрезвычайная ситуация, потеря близкого человека, сейчас даже женитьба стала, кризисной ситуацией, стрессом». Понимаете? Вот жил в семье один ребёнок, где всё для него, всё лучшее детям. И вдруг он должен кому-то это лучшее отдать: муж – жене, жена – мужу. И как теперь жить? И вообще в чём смысл этой жизни? Поэтому человек в общем-то хочет быть святым, но не понимает, как этого можно достичь в нашей жизни. Так и семью он хочет создать и мечтает о семье (это так же естественно для человека, как есть, пить). Но вопрос в том, как это практически сделать. Вот что волнует молодёжь.

Сейчас человек живёт как бы в придуманном, виртуальном мире, где каждый играет роль в спектакле, говорит не то, что думает. В нём нет искренности. Он повторяет то, что говорят или по телевизору, или его сверстники, или просто боится раскрыться. Это вовсе не значит, что так же думает. Он боится открыть душу, чтобы в нее не плюнули.

У нас 70% людей называют себя православными. И сейчас именно молодёжь спасёт Россию. Самосознание молодёжи повышается, становится модным здоровый образ жизни, становится модным иметь семью, возрождать традиционную культуру, любить Родину. И это должно быть с опорой на наши исторические, духовные и культурные ценности. И поэтому молодёжь надо поддерживать.

– В вашей епархии ведётся работа с молодёжью?

– Не скажу, что мы являемся образцом в работе с молодёжью, но есть молодёжный отдел, сотрудники которого ходят в школы, ПТУ. Человек, который работает в молодёжном отделе, раньше занимался армейским рукопашным боем, имеет чёрный пояс и тренерский опыт. Он создал клуб армейского рукопашного боя, кстати, очень востребованный и среди девушек почему-то. Сейчас девушки доказывают кулаками свою правоту. Но если бы этот человек был лыжником или шахматистом, мы бы и этому уделили внимание. К сожалению, я не могу преподавать игру в шахматы, хотя имею спортивный разряд. Может, и поищем такого человека.

— Но ребята могут заниматься спортом, совершенствовать свое тело и без священников. А как быть с их душами?

— После каждой тренировки кто-нибудь из ребят остается на беседы с сотрудником молодежного отдела, задают волнующие их вопросы. Когда у нас будет свое здание, мы его подремонтируем, и появится возможность беседовать за чашкой чая. Сейчас после тренировки ребята иногда до полуночи беседуют «ВКонтакте» с нашим сотрудником на духовные темы. Но этого мало, конечно. Также мы сотрудничаем с клубом молодой семьи, с которым мы и общаемся. В Москве координатором всероссийского движения «Союз матерей России» является Ольга Панина. Представитель нашего отделения Валентина Бурдей работает с многодетными семьями. Их называют неблагополучными, но это просто семьи, которым тяжело. В такие семьи ходит и отец Николай Генсицкий. Конечно, поначалу встречают их напряжённо, а потом как-то находят общий язык. Не каждый священник и не каждая мать может найти подход к таким людям. Но у них получается, их ждут, им радуются. Они имеют какую-то простоту, не сюсюкают, не жалеют, а просто любят, общаются, тянутся, и соответственно им отвечают взаимностью.

— Владыка, бич нашего времени – алкоголь, курение, наркотики, свободные отношения. У молодежи нет понятия греха. Как быть?

— Все неоднозначно. Может, они и не думают, грех это или нет, но вот спрашивают парней: «Как вы относитесь к курящим девушкам?» 60% говорят: «Нормально». Потом задают вопрос иначе: «Желали бы вы, чтобы в вашем ближайшем окружении была курящая девушка?» 40% говорят: «Я не против». А когда спрашивают: «Вы хотите, чтобы ваша жена курила?», лишь 2% ребят согласны иметь курящую жену. Понимаете? То же самое и с целомудрием. Создаётся впечатление, что якобы парни не ищут целомудрия. А когда задаешь вопрос, нормально ли свободное общение девушки, которая то с одним, то с другим, никто из парней не хочет, чтобы его будущая жена имела с кем-то отношения до него. По словам одного педагога, когда в ответ на этот вопрос 100% парней подняли руку, пять девушек с плачем выскочили из класса. Они-то думали, что своей доступностью зарабатывают любовь своих парней, а оказывается, парни этого не ценят, не хотят этого.

— Беда в том, что молодежь не знает, что такое целомудрие и девство.

— Что такое девство, в настоящее время не все понимают, не только специалисты в вопросах семьи и брака, но и некоторые монашествующие. В монашестве, как известно, дают обет целомудрия, нестяжания и послушания. Но не только в монашестве. Русь называла себя святою. У нас в Сибири очень почитается Ермак. Когда он шел в Сибирь, каждый его воин (а известно, что у Ермака воины были не совсем примерного поведения) давал обет целомудрия. Сейчас нам это не совсем понятно. За землю русскую, за наши традиционные ценности, за наши достижения истории, культуры мы должны сражаться до последней капли крови. Тот, кто находится на такой высоте, тот питается как бы на некой духовной трапезе, испытывая большую радость, чем те люди, которые отдают себя во власть желаний и греховных стремлений, утрачивая девство. Чтобы сохранить систему координат, ориентацию в духовной, культурной и общественной жизни, должен быть уровень чистоты, целомудрия, девства, для того, что бы быть способными воспринять истину. Нам важно иметь некий высокий идеал, маяк.

— Стоит ли выделять понятие девства?

— Нужно понимать, что девство − это и есть полнота исполнения евангельских заповедей, это чистота души от всего греховного. Грех бывает четырех видов. Первый – это когда мы грешим, второй – когда мы можем сделать доброе дело, но не делаем. Третий вид греха – когда наш ближний наш грешит, а мы не удерживаем его от греха. А четвертый вид греха − это когда наш ближний может сделать доброе дело, а мы не побудили его, не вдохновили добрым словом, не посеяли семя Божьего слова, которое проросло бы в ближнем делом, словом или намерением. Девство − это полнота добродетели, это синоним евангельской жизни. Отказываться от девства − это то же самое, что отказываться от Евангелия. И само Евангелие стало необходимым из-за неимения этой чистоты. Сами ветхозаветные заповеди, написанные сначала на каменных скрижалях, а потом на бумаге, возникли потому, что чистота сердца, чистота души была утрачена, и человек перестал видеть Бога, слышать Бога, чувствовать Бога, чувствовать Божий путь. «Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» помрачили око сердечное. Блаженны чистые сердцем, ибо те Бога узрят. И соответственно для того, чтобы вообще начать что-то видеть, а потом уже исполнять, нужно иметь чистоту. Поэтому девство как добродетель стоит в начале всех заповедей Евангелия. Девство и целомудрие − это не какая-то отдельная тема или важная отдельная заповедь, это комплекс добродетелей. Если хотите, это источник непрестанно благовествуемого через совесть Евангелия! Это та почва, на которую сеется семя Евангельского слова и начинается всякое доброе дело. Одного скульптора спросили: «Как у тебя получаются такие шедевры?» Он сказал: «Очень просто. Я отсекаю всё лишнее». Преподобный Силуан Афонский говорит, что в мысленной брани сначала перестают приходить греховные мысли и желания, затем перестают приходить и хорошие мысли. И подвижник думает, что же это такое. А потом вливается нечто Божественное!

— Можно ли говорить о девстве открыто или только дома в семейной обстановке мама должна говорить об этом с дочками?

— Конечно же, неправильно говорить открыто о своем личном девстве. Это нескромно, и это уже есть некое нарушение девства, потому что хвастливая девственница, которая не впала в соединение с духом прелюбодеяния, сроднилась с бесом тщеславия. Нужно говорить о целомудрии и чистоте общества, о необходимости воспитания девушек целомудренными не только в семье, но и в школе, и в СМИ. Нужно всюду сеять семена целомудрия. Кто скудно сеет, скудно пожнёт. Не только можно, но и нужно проповедовать в открытом общественном пространстве целомудрие и святость венчанного брака всеми возможными способами, в том числе в форме таких праздников, как, например, праздник Девства, который прошел в Геленджике в конце сентября (см. devstvo.ru). И в браке, и в монашестве нужно хранить чистоту, девство, целомудрие.

Раньше обрученные жених и невеста годами жили в ожидании венчания. В это время формировались некие неплотские основы любви. Во время венчания существовал чин снятия венцов, когда первые семь дней они ходили в церкви в венцах, учились духом быть вместе с Богом, а в супружеские отношения не вступали. Брак был основан на фундаменте духовной любви, не на удовлетворении желаний, а на воздержании от своего «хочу/не хочу». Когда у них была сформирована духовная способность, тогда им давалась свобода и все остальные отношения как меньшие источники радости. Естественно, когда потом возникали какие-то греховные желания, они их побеждали. Жена не была идолом, но любили ее до смерти. Бабушка, которая не может сдерживать свои желания, балует своих внуков, а если умеет сдерживать свои желания, то воспитывает внуков. Как дитя – это не игрушка для сюсюканий, так и жена – не игрушка для баловства. Некая таинственная непостижимость женской души нуждается в помощи, в опоре. К сожалению, современные мужья делают своих жен несчастными, превращая их в каких-то идолов.

joomplu:6362

— Как правильно вести себя, когда дорогие для тебя люди впадают в грех, а ты боишься сделать им замечание из-за возможного разрыва с ними?

— Господь говорил: обличай, вразумляй, назидай, но не с насилием, угрозами или укоризнами, а с любовью и кротостью. Имеешь любовь и кротость, люби и делай, что хочешь, советовал Блаженный Август. Если не имеешь жертвенной любви, то, конечно, твое слово воспримут с напряжением. Но тебя будут считать личностью. Даже если будут продолжать при тебе вести себя подобным образом, то они, по крайней мере, будут чувствовать себя неловко. Вы вместе с его совестью и его ангелом-хранителем уже помогаете человеку. Господь действует через совесть человека изнутри. По словам Достоевского, тут дьявол с Богом борются, а поле битвы – сердце человека. И если кто скажет, что якобы в каком-то сердце нет никакой борьбы, это от незнания любви Божьей. Господь не оставил даже Иуду, который предал Его. В Евангелии сказано, что Иуда пошел и удавился, но не сказано, что он помер. А предание гласит, что когда Иуда повесился, Господь сделал так, что веревка оборвалась, и он не помер. А помер потом от водянки, когда рассеялось чрево его.

Некий монах полюбил дочь жреца и хотел на ней жениться. Жрец спросил своих богов (то есть бесов), и они сказали, чтобы монах отрекся от Христа, тогда можно будет ему жениться. Монах, к сожалению, отрекся от Христа и сказал об этом дочери жреца. А жрецу его «боги» говорят: «Хотя он отрекся от Христа, но Христос еще от него не отрекся, еще нельзя ему жениться». Узнав об этом, монах удивился и подумал: «Если Христос так любит меня, что даже когда я отрекся, Он от меня не отрекается, то зачем же я буду от него отрекаться?» И он вернулся в монастырь. Девушка, узнавшая о силе Христовой любви, тоже обратилась к вере. Они не поженились, а обратились к любви Христовой. И наши с вами ближние со временем услышат наше немощное, слабое, бессильное, но укрепленное верой слово. С помощью Божьей оно пробьется сквозь асфальт и даст росточки в их душах. Конечно, это легко сказать. Мне самому тоже не всегда просто.

— Самая большая боль, когда тебя не слышат и не понимают самые близкие люди – твои родные. Тогда руки опускаются, и ты думаешь, а прав ли ты?

— Первые 300 лет слова «христианин» и «мученик» были синонимами. И все слова христиан казались неубедительными. Их распинали, казнили, убивали, мучили. Но в конце концов сказанные ими слова прорастали в сердцах окружающих, в том числе и в сердцах их мучителей. И вся Римская империя была побеждена, и все остальные. Все лучшее в западной культуре основано на христианских ценностях. Путь Господний к сердцам наших друзей, молодежи, к сердцам тех, кого мы любим, и даже к сердцам наших врагов лежит через усилия, которые нужно делать над собой. Чтобы помочь ближнему, надо себя, а не их, переделать. Царство Божье нудится, царство Божье от века силою берется, применяющие усилие над собою, восхищают Его. Суворов говорил: «Победи себя самого, тогда ты будешь непобедим».

А любящее сердце подобно сердцу Христову. Глас Божий в тихом, нежном гласе. Слабое, кроткое, нежное, любящее слово имеет силу великую. Но так как оно обращено к свободному сердцу, то нужно подождать. Семя должно быть посеяно весною, а урожай снят – осенью. Может быть, эта осень наступит в конце жизни. Но чаще всего она приходит раньше. Слушающие нас знают, что мы – христиане. Если мы молчим, они ведь начинают не нас презирать. Они пренебрегают нашим мировоззрением и видят, что мы трусливо молчим. Если один раз мы сказали, а потом уже не говорим, они нас не слышат постоянно, но понимают, что мы не промолчали. Мы просто терпим ради любви к ним, но не смиряемся, не соглашаемся с их мировоззрением. Кто-то бросается в атаку, рвет и мечет. Не могу сказать, что не надо так поступать. У меня не получается воинственно обличать, но у многих получается. По словам Блаженного Августина, люби и делай, что хочешь. Если человек сам с собой не дружит, то он никому не сможет помочь. Если нами движет любовь, то тогда семена любви прорастают и становятся плодами любви и в нас, и в сердцах наших ближних.

Все святые желали умереть не как самоубийцы, уставшие жить, а из-за любви ко Христу, потому что они знали, что земная жизнь – это подготовительная жизнь. В утробе матери ребенку ни ручки, ни ножки не нужны, он там не бегает, но иногда может ножкой пошевелить, радуя маму своим присутствием. А когда родится, ножки, ручки, глазки приобретают свое назначение. Как у ребенка, который в утробе матери готовится к настоящей жизни, должны сформироваться и развиться органы восприятия земных благ, так и душа в течение всей жизни готовится к рождению в жизнь вечную и у нее должны развиться способности к восприятию вечных благ, духовных благ. Люди с духовно развитыми способностями к вечной жизни как будто не от мира сего. Люди Божьи кажутся белыми воронами.

— Если брак кончается разводом, как предостеречь своих детей от повторения ошибок? И как Вы относитесь к повторным бракам?

— Мы должны любить и врагов. Если у нас не получилось любить кого-то одного, это не значит, что нельзя любить другого. Если это возможность отдать себя в жертву, то отношусь хорошо. Если это некий способ коллективного эгоизма, тогда и первый брак, в общем-то, не является браком. Если он начался с гражданского брака и распался, то нужно сказать своему ребенку: «Ты же знаешь нашу жизнь, мы от этого не стали счастливее. Если бы мы сейчас начинали свою жизнь, то ни за что так не сделали бы. Поэтому я очень переживаю, что ты идешь по моему пути. Но если я попала в болото, то это не значит, что и ты должна в этом болоте увязнуть. Поэтому, если ты в этом болоте окажешься, надо выкарабкиваться. Лучше совсем не иметь общения с противоположным полом, чем общаться с бесами блуда и разврата».

— Может быть, просто нужно молиться за своих детей?

— Если вы такой молитвенник, как преподобные, которые оставляли мир, а потом за весь мир молились, то да. Если вы при этом не свечку, а сами себя принесли в жертву и с болью молитесь, то да. А если мы молимся, выбирая это как легкий путь, то это принесет не больше пользы, чем наши сказанные человеку с любовью слова. Да, легко советовать, тяжело сделать. Предположим, я не могу 1000 дней и ночей стоять на коленях и молиться за свою дочь. Но это не значит, что я не должна это делать. Преподобный Серафим Вырицкий любил Россию и молился за нее в Великую Отечественную войну. Укорять себя нужно, иногда и это заменяет дело. Неправильно говорить: «Раз я это делать не могу, значит, мне это делать и не надо». Если кто-то меня спросит: «Друже, почему ты не в брачной одежде?» Прости меня, Господи, помоги мне надеть эту брачную одежду. Нужно же понимать, что от человека исходит благодать духа Святого. Человек, отказавшись от плотских радостей, мог бы испытать во сто крат большие радости. Предположим, человек, которому я позволяю грешить, не теряет общение со мной, но он не имеет общение с ангелами, не имеет полноты объединения с Богом. И разве я помогаю ему своим молчанием? Предположим, человек хочет кому-то мстить. И я буду молчать? А потом его в тюрьму посадят. Много ли в этом радости, что при моем молчании он докатился до тюрьмы? На первый взгляд, я здесь ни при чем. Но именно я был послан Богом, чтобы удержать человека от греха. Ведь сказано: не бойтесь злых, плохих, а бойтесь равнодушных. При их бездействии совершаются все преступления и злодеяния.

— Сейчас в моде йога, разные восточные учения. Насколько это опасно для молодых людей?

— До того, как я начал читать Евангелие, читал разную литературу. Потом мне приходилось многие годы преодолевать эти ложные духовные пути. Ведь лучше на чистой почве посеять пшеницу, а не там, где росли сорняки, где при посеве они снова будут расти? Да, можно пропалывать. Но это себе создавать больше труда. Возьмем йогу и восточные культы. Весь смысл восточных религиозных мировоззрений – избежать страданий. У них нет цели иметь любовь, при которой естественно плакать с плачущими и радоваться с радующимися. В буддизме цель – освободиться от Бога и божественных законов и самому стать Богом. Этого же захотел ангел по имени Денница, злоупотребивший своей свободой. Он был сотворен добрым и не собирался делать зло, не собирался бороться с Богом. Он был умный и знал, что Бог всесилен. Денница собирался делать добро без Бога. Буддизм предлагает освобождение от Бога, от законов Божьих и выход из законов кармы. Кроме того, его цель – избежать страдания. Соответственно мы избегаем любви, ведь Бог есть любовь. Если мы с Богом, мы не нуждаемся ни в чем внешнем, чтобы иметь радость. Они говорят, что нам нужно освободиться от всего внешнего и от Бога. Это всё равно, что стремиться изобрести вечный двигатель. Когда душа отделяется от тела, умирает тело. Когда душа отделяется от Бога – это смерть души. Только Бог вечен, а всё сотворенное временно. И душа вечная. Но она либо вечно жива, либо вечно мертва. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что жизнь души – это память о Боге. Вспомнила душа про Бога – ожила. Она еще не здорова, не совершенна, она еще не имеет плодов, но она уже ожила, чтобы страдать, скучать о Боге. И любовь начинается с тоски по Богу.

— Существуют разные мнения о том, нужно ли ходить за советом к старцам при очень трудной жизненной ситуации. Что Вы об этом думаете?

— Кто старцы, кто не старцы, на Страшном суде будет ясно. Старец не является нашим постоянным духовником, поэтому у нас нет способности духовно воспринять его ответ. Но это вовсе не значит, что не нужно обращаться. Нужно относиться к совету старца не как к некому механическому рычагу, а как к зажжённой свече. У нас есть светильник нашего ума, но его недостаточно, чтобы правильно увидеть окружающую обстановку. Часто нам очень важно с кем-то посоветоваться. Где двое или трое соберутся, там Господь посреди нас. Помимо светильника нашего ума, мы зажигаем второй светильник, вторую свечу – это совет духовника. При двух свечах нам становится лучше видно. Но и при этом свете нужно самому смотреть, куда тебе пойти, что тебе делать. То есть не нужно говорить, что старец виноват, а я здесь ни при чем. Нормальный старец очень страдает, когда из него делают идола. Поэтому зажигайте совет духовника как свечу, но имейте свое мнение, и Господь вас вразумит, какой путь выбрать, как ответственно поступить.

Беседовала Ирина Ахундова
Материал со страницы Всероссийского форума «Святость материнства»

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *