Село БольшиеУки, в прошлом Рыбино, возникло на Московско-Сибирском тракте в 1735 году. Первоначально наше село не имело ни храма, ни часовни. И жителям села приходилось для проведения православных обрядов (крещение, венчание, причастие, исповедь, отпевание) обращаться в церковь Знамения Божией матери, расположенной в селе Чередово (ныне село Знаменское).
В 1782 году наша деревня Рыбино получает статус волостного центра. В связи с этим возникает необходимость в собственном храме. Первый храм был построен на высоком правом берегу реки Большой Ук (место, где в наши дни был возведен новый храм).
Строительство велось силами прихожан на деньги жителей Рыбинской волости. Храм освятили в честь Рождества Христова, он был одноэтажным деревянным на листвяжном фундаменте. Вокруг него стал формироваться административный центр — строится волостное правление, базарная площадь.
В конце 18 века в этот приход входили деревни: Аёвский Волок (Избушки), Верх-Аёвка, Форпост, Становка, Решетино, Зудилово, Уки, Баслы, Фирстово, Уралы, Чаунино, Рыбино.
Точную дату строительства церкви установить не удалось. Как свидетельствует «Справочная книга Омской епархии» Рыбинская церковь сгорела, а вместе с ней погиб и весь церковный архив.Уже в 1856 году на прежнем месте была построена новая Христорождественская церковь. Построена она была по инициативе прихожан их силами и средствами. Второй построенный храм был деревянным одноэтажным и тоже на листвяжном фундаменте.
В 1892 году у церкви возводятся новая колокольня и придел (пристройка) в честь святых Фрола и Лавра — покровителей домашней скотины, особенно лошадей. Рыбино стояло на тракте, и лошадь была основной тягловой силой. 31 августа — это день почитания святых Фрола и Лавра. По традиции в этот день священник окроплял лошадей святой водой. Крестьяне купали этих животных в реке, расчесывали гривы, этот день был единственным в году, когда лошадей не запрягали и не принуждали к работе.
Удивительно, но даже в наши дни, некоторые хозяева подворий, где имеется лошадь, знают об этой традиции и соблюдают её. Примером этого является житель села Аёв Трофимов Валентин Иванович.
1895 год — это особый год в истории нашего храма. Из города Верхотурье в наше село была принесена местночтимая икона Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Прихожане встречали её в поле за околицей. Среди встречающих было много жителей из других сел и деревень, таких как Авяк, Бутаково, Завьялово, Форпост. В торжественной обстановке икона была установлена в храме Рождества Христова.
Спустя два года на месте встречи этой иконы была построена деревянная полевая часовня. Ежегодно 25 сентября в день почитания Святого Симеона к часовне совершался крестный ход.
Этот Святой почитается на Урале и в Сибири и считается покровителем этих земель. Святой Симеон рожден был в богатой дворянской семье. Однако в юношестве он отказался от всех земных богатств и удалился в отдаленный и глухой Верхотурский уезд, где приобщал к православной вере коренные народы, населявшие эти земли — хантов и манси. Безвозмездно помогал селянам работой на них. Постоянно пребывал в посте и молитве. Много времени Святой проводил в молитве на берегу реки Тура. Камень, на котором он молился, сохранился до наших дней и является местом паломничества верующих.
Вся жизнь Святого Праведного Симеона Чудотворца является примером духовного подвига. Умер он в 1642 году в молодом возрасте. Впоследствии были обретены его нетленные мощи и 12 сентября 1704 года перенесены в Верхотурский Никольский монастырь. Поклониться этой иконе приходили жители других волостей и уездов.
Удалось найти сведения о священниках, служивших в нашей церкви. Среди имен значится: Попов Ксенофонт Дмитриевич, Целерицкий Сергей Александрович, Овчинкин Петр, Бояркин Михаил Николаевич, Избалыков Михаил Васильевич, Десятых Стефан Александрович.
Имеются данные, что в начале 20 века казенное жалование священника составляло 300 рублей в год, а псаломщика — 100 рублей в год. Священник проживал в общественном деревянном доме с прислугой. Псаломщик снимал частную квартиру. Прихожане платили ему 4 рубля в месяц квартирного пособия. Рыбинские крестьяне заготавливали дрова на зиму и продавали их священнослужителям по 1 рублю 50 копеек за сажень.
Особый след в истории и просвещении нашего района оставил священник Попов Ксенофонт Дмитриевич. Он открыл в 1894 году при церкви Рождества Христова школу министерства народного просвещения. В разговорной речи её называли просто Рыбинская министерская школа. Располагалась она в одном из крестьянских домов.
Благодаря Ксенофонту Дмитриевичу открыты церковно-приходская школа в Форпосте и школы грамоты в Чаунино, Фирстово, Поспелово, ВерхнихУках, Становке, Решетино, Уралах.
В отличие от школ грамоты и церковно-приходских школ, находящихся на содержании прихода, министерские школы содержало государство.За преподавание Закона Божьего в Рыбинской министерской школе священник получал 60 рублей в год, кроме батюшки преподавала учительница Толмачева Мария Васильевна. Попечителем школы был Пановский Георгий Васильевич.
Занятия в школах начиналось после Покрова Пресвятой Богородицы, когда завершались полевые работы, то есть воктябре. Учебный год завершался с началом посевных работ в поле. Были также и каникулы у учеников — в Рождество и в Пасху.
В начале 20 века Попова Ксенофонта Дмитриевича переводят из Рыбино в город Омск, где он продолжает служить в Омских храмах.
В старину была традиция съезжих праздников. В Рыбино таким праздником было второй и третий день Рождества. К нему готовились заранее и ждали гостей. В эти дни священник посещал дома жителей села со святым крестом и совершал молебен.Это был один из любимых праздников жителей нашего села.
В фондах музея истории Московско-Сибирского тракта хранятся документы о последнем священнике нашего храма Рождества Христова — Десятых Стефана Александровича. Прибыл он с матушкой Пелагеей Андреевной служить в Рыбино из Енисейской губернии. На его долю выпали тяжелые испытания, связанные с революцией, гражданской войной, сталинскими репрессиями. В начале 1930-х годов специальным постановлением районного исполнительного комитета был запрещен колокольный звон, а вскоре церковь в Больших Уках закрыли. Колокола сняли и увезли в переплавку, кресты сброшены, многие иконы исчезли, в том числе и икона Святого Симеона, в здании церкви разместился клуб.
В стране разворачивается компания по преследованию священников, прокатывается волна арестов и расстрелов. Стефан Александрович избежал расстрела из-за скоропостижной смерти. Похоронен он на Большеуковском сельском кладбище. Могила его сохранилась до сих пор. Матушка Пелагея Андреевна после закрытия церкви работала в Большеуковской средней школе учительницейначальных классов, прожила долгую жизнь, и умерла в глубокой старости на 95 году. Похоронена рядом с батюшкой.
В 1960 году, после переезда клуба в новое здание в бывшей церкви размещается районная библиотека и одна комната отводится под детскую библиотеку.
В 1962 году с закрытием Большеуковского района здание церкви отдано под вспомогательную школу. В 1970 — х годах там вновь на два десятилетия размещается районная библиотека. В середине 1990 годов здание становится бесхозным и сильно ветшает. Даже вновь открывшийся приход Рождества Христова не смог здесь разместиться. Расположился он в бывшем магазине райпо на улице Почтовая.
Большая заслуга в открытии этого прихода принадлежит жительнице Больших Уков Пономаревой Тамаре Сергеевне, которая много лет отдала работе в библиотеке нашей школы.
В 2001 году здание церкви, одно из старейших культовых сооружений в Омской области, которой исполнилось 145 лет, было снесено и на этом месте установлен поклонный православный крест.
От старого храма сохранилась только массивная входная дверь и оконная рама, которые хранятся в музее истории Московско-Сибирского тракта.
В 2002 году на этом месте НПО «Мостовик» заложил фундамент под новую церковь. Организатором работ был священник прихода Храма Рождества Христова Михаил (вмиру Федоренко).На открытый в отделении сберегательного банка счет прихода поступали средства, для сбора пожертвований, в общественных местах установлены специальные ящики. Не смотря на это, средств на строительство храма не хватало.
Дальнейшее строительство церкви стало возможным благодаря спонсорской помощи нашего земляка Гук Сергея Валентиновича, проживающего в городе Омске.Много сил приложил к этой работе, сегодняшний настоятель Христорождественского прихода, отец Сергий.
На сегодняшний день построено здание храма, ставшее украшением нашего села, возведены купола, воздвигнуты кресты, в скором времени будут установлены колокола.
Е.П.Зензин