22 мая в день святого Николая Чудотворца тарчане посетили церковь св. Николая Можайского в селе Самсоново Тарского района.
Автобус из г. Тары привез паломников прямо к часовне. В престольный праздник в церкви был отслужен праздничный молебен, совершен крестный ход. Присутствующим рассказали об истории села, храма и местной иконы. Село было названо в честь его основателя — крестьянина Дмитрия Сампсонова, привезшего на эту землю список с чудотворной иконы св. Николы Можайского.
Наиболее славный в Сибири чудотворный образ Святителя Николая находился встарь близь сельца Самсонова (Тарского округа). Этот знаменитый образ мирных завоевателей Сибири, благословение от древней Руси Европейской для новой Руси Сибирской, драгоценное наследие всего края Сибирского, завещанное ему его первыми русскими устроителями. Явление его в Сибири не менее трогательно, чем известные образы европейской части Московии.
Так, в 1780 году один тарский мещанин, Мефодий (по простонародному Нефед) Заливин, украсил икону серебряными венцом и цепью, в благодарность Чудотворцу за следующее, оказанное ему благодеяние от образа. До этого года он целых двадцать пять лет страдал расслаблением в ногах. Болезнь была такая упорная, что никакие медицинские и простонародные средства лечения не помогали ему. Но вот в одну ночь является ему во сне старец, велит ему обратиться с молитвой к Святителю Николаю и идти с верою в деревню Самсоново на поклонение Можайской иконе. Встав затем поутру, Заливин вдруг почувствовал, к величайшей своей радости, укрепление в ногах. Веря теперь видению, он, нимало не медля, отправился в Самсоново с надеждой на помощь Чудотворца. Усердно молился он здесь перед тамошней чудодейственной иконой и дал обет в благодарность Святителю Николаю за ниспослание ему от Бога милости ежегодно приносить его икону для молебствия к себе в дом. На обратном пути в город со святой иконою Заливин совершенно исцелился и после того обет свой исполнял до смерти неуклонно.
В первое же приношение иконы Святителя Николая из Самсоново к Заливину совершилось от нее другое знамение Божие. Мещанская дочь, девица Мария Шуева, слепотствовавшая три года, услышав о приношении в город многочтимой в народе иконы, заказала сделать к ней привески: серебряные, в миниатюрном виде, изображения глаз и лба, и лишь повесила их на икону, как из глаз ее потекли слезы, и она прозрела.
Около того же времени другой тарский же мещанин, Михaйло Носков, по обещанию и в благодарность за исцеление от образа, устроил на него ризу медную. До этого обещания он по временам подвергался припадкам умопомешательства; но лишь только он дал обещание устроить на икону Святителя Николая эту ризу, припадки его прекратились и более никогда не повторялись.
Об этих трех исцелениях, совершившихся через Можайскую икону Святителя Николая, знают и рассказывают многие как в Самсоново, так и в Таре досель. После таковых чудес жители Тары и соседних селений стали уже не только приходить и приезжать в Самсоново для богомолья перед Можайской иконой великого угодника Божия Николая, но и носить ее по домам своим; начали чаще делать привески к ней деньгами, серебром (привесками в виде ножек, ручек, головок, глазок, и прочее), свечами и другими вещами. На эти пожертвования, вместе с прежде заведенными венцом и цепью и некоторой частью собственных денег, последний владелец иконы и первый староста недавно выстроенной ради нее церкви, крестьянин Иван Михaйлов Самсонов, устроил на нее в Москве новую серебряную ризу, а купец тарский Казаринов ризу эту вызолотил на собственный счет.
Из рассказов о других чудесах от святого образа мы можем привести еще два следующих, записанных, также как и предыдущие, местными жителями. Неизвестно, сколько именно лет спустя после тех описанных событий только тогда еще, когда святая икона стояла в часовне, вот что еще случилось: во время одного молебствия в честь Святителя Николая стоявший подле часовни приезжий крестьянин Петр Мокшев грубо выругался. Вдруг голова его повернулась назад так, что лицо оборотилось к спине. Раскаявшийся крестьянин три года приезжал молиться Святителю Николаю перед его Можайской иконой. В эти три года покаяния лицо Мокшева постепенно обращалось на свое место, но на четвертый год он умер, причем лицо его стояло над правым плечом.
Еще более недавнее событие, о котором рассказывают жители Тары и Иван Михaйлов Самсонов. Одна Ишимская девица, долго страдавшая глазами, приехала в Самсоново помолиться многочтимой иконе Святителя Николая. Помолившись, она с верою и благоговением помазала свои больные глаза деревянным маслом из лампадки, висевшей перед святой иконою, и болезнь ее немедленно миновала; она тотчас прозрела совершенно. Эти примеры, когда казак Ипат Попов и крестьянин Димитрий Самсонов уносили с собой с Родины образа великого Святителя, ясно показывают нам, под чей покров они отдавали себя и весь тот край, владетелями которого они становились. В свою очередь, благодать чудотворений, ниспосланная свыше на эти знаменные образа первых русских колонистов Сибири, красноречиво говорит о том, как принял Святитель это человеческое доверие к себе. Свидетели веры переселенцев в Святителя, низведшей небесную благодать на их иконы, эти чудеса от прославившихся икон являются самым наглядным доказательством заступничества Угодника пред Господом за новый край и благоволения к нему такого же, какое Чудотворец искони являл древней господствующей его половине Великой Европейской Руси.
Прямо около церкви состоялся праздничный концерт казачьей песни ансамбля «Казачья песня», приехавшего специально из г. Тары поздравить сельчан с праздником. Мероприятие завершилось праздничным чаепитием.
Пресс-служба Тарской Епархии
Подобные статьи: