Епископ Викентий совершил Чин воздвижения Креста

Главным отличием праздника Воздвижения Креста Господня от остальных богослужений является особое поклонение Животворящему Кресту Христову, который еще до начала всенощной украшается живыми цветами и возлагается на престоле. По церковному Уставу в этот праздник полиелей, пение величания и чтение Евангелия совершается во святом алтаре.

В завершение великого славословия Крест Господень при пении Трисвятого был изнесен на середину храма.

Архипастырь совершил чин Воздвижения Животворящего Креста. Это, наполненное глубоким духовным смыслом, величественное богослужебное последование, совершается лишь в праздник Воздвижения Креста Господня – иерархами в соборных храмах и кафедральных соборах.

В соответствии с чином, епископ Тарский и Тюкалинский Викентий пять раз совершил воздвижение Креста на четыре стороны света, благословляя страну, град и народ: на восток, на запад, на юг, на север, и в заключительный раз снова на восток. На каждое воздвижение возглашалось особое диаконское прошение и хор отвечал многократным пением «Господи, помилуй!». Воздвигаемый Крест, по древней иерусалимской традиции священники омывали розовой водой.

Крест, который за всенощным бдением воздвигал архиерей с духовенством в Спасском кафедральном соборе города Тары – содержит в себе частицу Животворящего Древа Креста Господня.

Чин Воздвижения Креста берет начало с исторического воздвижения Честного Древа Креста Господня в Иерусалиме, когда при огромном стечении народа архиепископ Иерусалимский Макарий воздвиг, то есть поднял обретенный царицей Еленой Крест, чтобы всем было его видно, а народ совершал поклонение Животворящему Древу и молился: «Господи, помилуй!»

Верующие, во время исполнения хором стихир на поклонение Кресту Господню, прикладывались к Животворящему Древу, после чего были помазаны освященным елеем.

В завершение всенощного бдения, епископ Викентий обратился с поучением к молящимся.

+ + +
Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – единственный из чреды двунадесятых (т.е. 12-ти наиболее значимых) праздников церковного года, который посвящен не новозаветному событию, но переломному моменту церковной истории – окончанию эпохи гонений и началу эпохи христианской империи. Он установлен в память событий, связанных с чудесным явлением Креста святому равноапостольному императору Константину Великому в 306 г. (после чего Крест Христов становится защитным оружием и символом победы христианского государства) и с последующим обретением животворящего древа Креста Господня в 326 г. в Иерусалиме по инициативе святой равноапостольной царицы Елены, матери Константина. В основе праздника лежит исторический факт – «всемирное воздвижение» (т.е. возвышение при великом стечении народа) Честного и Животворящего древа Креста свт. Макарием Иерусалимским на все стороны света, предпринятое для того, чтобы все собравшиеся могли увидеть святыню. В воспоминание об этом в кафедральных и других соборных храмах в сей день совершается особый чин воздвижения образа Креста Господня. Поскольку в связи с Крестом Господним воспоминаются также и спасительные страдания Христовы, в день праздника положен пост (но с дозволением вина и масла). Последняя тема праздника – Крест Христов, стоящий на защите христианской государственности, поэтому праздничные тексты изобилуют молитвословиями за христианских царей, за христианское государство как совокупность граждан – христиан (греч. «политевма», слав. пер. «жительство») и за всю империю (греч. «экумена», слав.пер. «вселенная»).

Празднование совершается 14 (27) сентября, на следующий день после ежегодного литургического воспоминания об освящении («обновлении») храма Воскресения Христова над Гробом Господним и Голгофой в Иерусалиме (335 г.). Своего рода предвосхищением праздника является богослужение 1 (14) августа – день изнесения («происхождения») частицы древа Креста Господня из царского дворца во Влахерне в Константинополь для поклонения верующих: с этого дня (за исключением периода празднования Успения Богоматери) на катавасиях утрени поются ирмосы канона Воздвижению Крест начертав Моисей. Предваряющие праздник суббота и воскресенье (т. н. суббота и неделя пред Воздвижением) имеют особые апостольские и евангельские чтения. Самому дню Воздвижения предшествует один день предпраздства, когда воспоминается и освящение иерусалимского храма Воскресения). Вечером в день праздника на великой вечерне поется прокимен великий Бог наш на небеси и на земли. За Воздвижением следуют 7 дней попразднства с отданием праздника в конце. Суббота и воскресенье по Воздвижении также имеют особые чтения, связанные с темой Креста Господня.

Все гимнографические произведения в честь праздника помещены в Минее. Службы святым, воспоминаемым в этот день месяца, согласно Богослужебному Уставу, отменяются или переносятся на другой день.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *