История Нагорно-Ивановской церкви

От церкви, которая когда-то возвышалась в центре села Нагорного, Тарского района не осталось и следа. Лишь стройные ряды заматерелых сосен обозначили место расположения уничтоженного храма. Церковь сгорела более полувека назад, но факт её существования на территории поселения сохранился в статусе населённого пункта: деревню называли «селом» в том случае, если на её землях располагалась церковь.

 

«Наша церковь была самой красивой в районе, — вспоминает сын церковного старосты, ветеран Вов Попов Дмитрий Михайлович, — Высокое деревянное здание, окрашенное голубым цветом, венчали четыре позолоченных купола — два больших и два малых. Под каждым куполом, соответственно, — большие и малые колокола. Звон колоколов раздавался на всю округу».

Все опрашиваемые с восторгом отмечали и великолепное внутреннее убранство церкви.

Местночтимой иконой Михаил Дмитриевич назвал икону Михаила Архангела.

Особо почитаемые праздники в каждой деревне были свои: в деревнях Калачёвка, Опушка, Борисовка, Минск-Дворянск — Рождество, в с. Нагорное – Михайлов день, в с. Усть-Тара – Крещение, в Ивановке – зимний Никола, в Покровке – Покров, в Вознесенке – Вознесенье.

Последним священником со слов Д.М. Попова был отец Семён. Его Дмитрий Михайлович помнит очень хорошо. Он часто приходил в гости к Михаилу Захаровичу отцу Дмитрия Михайловича, слыл человеком общительным и весёлым.

На большие православные праздники в церковь съезжались и приходили пешком жители окрестных деревень: Борисовки, Владимировки, Ивановки, Минск-Дворянска, Покровки, Вознесенки, Опушки, Калачёвки, Бешметовки, Машканки, Уразая. В церкви в праздничные дни всегда было много народа. Каждый старался одеться в самое лучшее. С доброй улыбкой вспоминает Попов Дмитрий Михайлович своего односельчанина Кропотова Ксенофонтия, который в будни ходил в лаптях, а в церковь носил хромовые сапоги, переобувался перед входом в храм. В этих же сапогах венчались его сыновья.

Из служащих церкви Дмитрию Михайловичу запомнилась Евлинья, у неё можно было приобрести небольшие иконки и собственного изготовления свечи и просвирки. Сторожил церковь Березин Пётр. В церковном хоре пели Чистоусова Улита и её две сестры, Вахрамеева Наталья, Шестаков Яков, Видякина Елизовета.

Церковь закрыли в 1937 году. По словам ветерана войны Чарушина К.И. купола снимали в сентябре трое жителей Нагорного – Гузов Сергей, Кесарев Павел, третьего человека Кирилл Иванович не помнит. Чарушин К.И. видел, когда машина, гружённая с куполами, проезжала мимо Уразая. Все трое мужчин, которым пришлось снимать купола с церкви, ушли из жизни при странных обстоятельствах. Гузова Сергея участника ВО войны нашли задавленным на ремне в собственной постели, Кесарев Павел повесился в Косом логу на осине ещё до войны, с третьим мужчиной тоже произошёл несчастный случай. Злой рок в судьбе этих людей местные жители связывают именно с их участием в разорении святыни.

Церковь превратили в склад для хранения зерна. Из большой иконы в складе соорудили топчан. Часть икон было уничтожено. Несмотря на запрет разбирать иконы по домам, людям удалось некоторые иконы унести домой, сохранить. Гузов Сергей отдал икону семье Сысолятиных, проживающих в Уразае, Глушнёв Александр и Иванов Александр привезли иконы в Борисовку, в семье Шестаковых до недавнего времени находилась икона.

Уляшев Фрол принёс домой, снятый с церкви крест. После смерти Фрола крест поставили на его могилу.

Сначала отца Семёна, а затем и старосту церкви Попова Михаила Захаровича в 1937 году забрали по линиии НКВД. Попов М.З. после 6-7 месяцев заключения в колониии с. Екатериновка вернулся домой. Отца Семёна больше никто никогда не видел.

Позже в церкви разместили клуб. В 1954 году в помещении бывшего храма переложили печи, сделали ремонт. Утром жители села увидели полыхающее, как свеча, здание церкви. Всё сгорело дотла.

О том, когда была построена церковь, существуют разногласия между архивными данными и воспоминаниями местных жителей. Попов Д.М. уверяет, что все документы, принадлежащие церкви, хранились сначала у его отца, а затем у него. И среди них находился утверждённый чертёж плана строительства церкви, датированный 1911 годом. По мнению Дмитрия Михайловича, именно по этому чертежу в Нагорном воздвигали храм. Недавно все документы Дмитрий Михайлович передал своим близким родственникам, проживающим в г. Омске.

Привожу выдержки из статьи Юрьева А.И. «Тут местность совсем другая…», напечатанной в газете «Тарское Прииртышье» в марте 2002 года.

«В… письме от 23 июля 1896 года с парохода «Моряк» на Иртыше Анатолий Николаевич Куломзин пишет жене Е.Д. Куломзиной: «…Мне пришлось сойти с парохода и проехать на лошадях в село Екатериненское, оттуда через посёлок Урезай-Коряковский в Нагорно-Ивановское, где чиновник Оноре строит церковь на средства Комитета Сибирской дороги… Церковь приостановлена за неимением денег, хотя почти совсем готова. Придётся поскорей высылать деньги на её окончание…»

Далее из этой же статьи.

«В 1914 году вышли «Списки населённых мест Тобольской епархии», 1 экземпляр которых хранится в фондах нашего историческо-краеведческого музея. В них я нашёл точно зафиксированные некоторые события и факты по селу Нагорное, которые упоминаются в письме А.Н. Куломзина и, главное, совпадают:

«…Церковь однопрестольная, в честь Св. и Чуд. Николая, посторена в 1897 году на средства Сибирского железнодорожного Комитета. Зданием деревянная, с таковою же, в одной связи, колокольнею на каменном фундаменте; покрыта железом, снаружи обшита тёсом и окрашена белой краскою. Прочна и утварью достаточна. Местопочтимых икон нет. Капиталов церкви и угодий, приносящих ей доход нет… В селах Ложниково и Нагорное в 1898 году были открыты церковно-приходские школы…»

Спорыш И.Р.
2011 г.

Пресс-служба Тарской Епархии

Подобные материалы:

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *