На пути к храму

В конце июля патриарх Московский и всея Руси Кирилл посвятил омского архимандрита Савватия в епископы, вручив отличительный нагрудный знак – панагию c изображением Богородицы.

Отец Савватий нашим постоянным читателям знаком. Хоть он и сторонится лишнего внимания к себе (монашеский постриг и простая человеческая скромность не позволяют), но писать о нем, как о человеке с интересной судьбой и жизненной позицией, «Четвергу» доводилось не раз.

Дорога к храму будущего епископа началась на… военном плацу. Он окончил Омское высшее общевойсковое училище, прошел курсы генерального штаба, служил в холодной Мурманской области. Однако карьерный рост в вооруженных силах Савватий сменил нартве монашеское служение.

– В нашем отдаленном гарнизоне в Мурманской области не было священника, но после перемены места службы и перевода моего в Сибирь я, наконец, обрел своего первого пастыря в лице архиепископа Феодосия, – говорил владыка Савватий после посвящения его в епископы в речи к патриарху. – Владыка поставил меня на начальные, посильные мне ступени церковного служения. Отныне, продолжая военную службу, стал я возрастать желанием монашеской жизни и в свободное время уже прислуживал в алтаре иподиаконом. По прошествии времени владыка стал призывать меня к священству. Но этого я еще страшился. Он же не уставал повторять: «жатвы много, а делателей мало».

И убедил. В конце 90-х годов отец Савватий был назначен благочинным Усть-Ишимского района с послушанием восстанавливать деревянный храм святого Василия Блаженного в вымирающем таежном селе Вятка.

Высокий бревенчатый храм был построен в начале прошлого века и чудом пережил времена сталинского террора. Церковь сохранилась даже после того, как из деревни уехали почти все ее жители. Отец Савватий по благословению митрополита открыл в Вятке скит и несколько лет прожил там вместе с насельниками, восстанавливая духовное наследие. А вместе с тем они и землю пахали, и скот выращивали, и дикоросы заготавливали.

Вот так – не скандалом, не громким заявлением, а добрым делом – заслужил пастырь свою популярность. И когда владыка Феодосий сделал его настоятелем обители в Большекулачье, игумен Савватий полюбился прихожанам. Поезжайте в воскресенье в Свято-Никольский храм Большекулачинского монастыря – места свободного не найдете.

Там отец Савватий семь лет служил настоятелем. Но получив в июле этого года сан епископа, теперь уже владыка Тарский и Тюкалинский Савватий не оставил паству. У него по-прежнему много хлопот в монастыре, связанных с ведением хозяйства, а оно довольно большое – послушники обрабатывают сотни гектаров пахотной земли, занимаются животноводством. Попробуй за всем уследи!

Причем настоятель тут выступает не только в роли руководителя крестьянско-фермерского хозяйства, хотя и это в наши времена не так-то просто. Он еще психолог, духовный наставник – многим он как отец родной. «Мы спасаем не сельское хозяйство, а человека», – сказал однажды игумен в беседе с автором этих строк. И правда. Каждый год навещая монастырь и его отдаленные скиты, я видел, как люди там с течением времени преображаются.

Но все-таки владыке Савватию придется покинуть Большекулачье и переехать в Тару. Новый сан того требует. Митрополит Владимир на недавней пресс-конференции сказал о Савватии: «был подполковником, а стал генералом!».

— Владыка, не жалко Вам будет покидать Большекулачье?- спросил я епископа Тарского и Тюкалинского вскоре после того, как он вернулся из столицы в Омск.

— В Тару я перееду совсем скоро. Но в Омске все равно буду бывать.

– Без хозяина боитесь оставлять такое большое хозяйство?

— Хозяин – народ. В монастыре есть люди, которые по-хозяйски относится ко всему. У нас не было никогда жесткого контроля. Люди в монастыре самостоятельные. Знают, когда проводить уборочную, с какого поля начинать. С техникой умеют обращаться. С другой стороны, многие вопросы можно решить и по телефону.

— Владыка, Вас нарекли епископом Тарским и Тюкалинским. Будете окормлять сразу несколько районов. Выходит, теперь работы у Вас прибавится?

— Больше, чем в моих силах, я сделать не смогу. А меньше – не хочу. Если говорить вещественными категориями, то хлопот с одной стороны будет больше, с другой, наоборот, поубавится. Но нигде у меня не было столько работы, как в Вятке. Там было всего человек восемь послушников. И с каждым необходимо было погружаться в его внутренний мир. Отвечая на вопрос, приведу такое сравнение. Если спортсмен под руководством тренера будет получать мало заданий, то роста не будет. Если, наоборот, слишком большая нагрузка, то толка тоже не жди. А Господь не ошибается и каждому человеку на земле – и верующему, и атеисту – дает возможность развития, чтобы он мог обрести навык выбора между добром и злом и следования этому выбору. Господь дает нагрузки по силам. Не только телесные, но и духовные, психологические. Сердце, ум и дух должны находиться в постоянной работе.

— Одной из причин разделения епархии на четыре части стала необходимость сделать церковь ближе к людям. Как по-Вашему, церковь действительно станет ближе?

— В деревне люди живут разделенные заборами, своими участками, а тем не менее они близки. А в городе люди ходят бок о бок, однако не скажешь, что они близки друг другу. Это зависит от нас. Если мы будем стремиться быть ближе, то так и будет. По большому счету это разделение делается как раз для того, чтобы мы чисто географически были ближе к людям. Когда был один митрополит на два миллиона человек, то даже если бы мы все захотели, то каждому встретиться с ним было бы не реально. Если будет пять архиереев, то возможность поговорить, посоветоваться появится. Но опять же это зависит от людей: будут ли они стремиться к Богу. Также это зависит и от священнослужителя: от того, как он будет служить Богу.

— Семь лет Вы служили в Свято-Никольском храме в Большекулачье. Где теперь будут проходить Ваши службы?

— В Таре в Спасской церкви. Это старейший каменный храм (построен в 1776 году – прим. авт.) из сохранившихся в Омской области. Кроме того, по мере приглашения буду служить там, где есть необходимость. Например, в Тюкалинском храме.

— Вам известно, что неподалеку от Спасского храма в Таре найдены руины старинного Успенского собора, который по величию и красоте не уступал одноименному омскому храму?

— Да, в Таре обнаружен фундамент Успенского собора, на этом месте поставлен крест. Я согласен с тем, что духовный облик города, его жителей надо возрождать. Тара, если разобраться, не намного моложе Тобольска. Между тем Тобольск сохранен как исторический центр. А Тара почему-то менее известна. Благо, что у прежней епархии был статус омской и тарской. Кто—то ее мог вообще не знать. А ведь это не какой-то там пустяк. Приходят же сейчас людям в голову мысли, что Сибирь – это временно оккупированная территория китайской республики. И даже в школах об том рассказывают и пишут в учебниках истории. А если на этой территории будут стоять 400-летние памятники… Вот вам и веский аргумент против этих информационных атак, которые потом могут вылиться в войну. Нужно возрождать памятники. Так же как самосознание тарчан, а если брать шире, то и народа.

— Будет ли время посещать любимую Вами Вятку?

— Я думаю, что побольше будет у меня времени. Потому что когда находишься в монастыре, ты – как курица, которая должна насиживать яйца. Если курица на какое-то время отлучилась, яйца остывают и греть их уже бесполезно. Поэтому раньше было невозможно надолго удаляться из монастыря. Есть много других мест, которые я планирую посетить, – село Екатериновка, Колосовка, Кулай. Кроме того, рядом с Тарой находится скит. Там тоже много работы.

joomplu:12

Андрей МОТОВИЛОВ.

Статья размещена с разрешения редакции газеты «Четверг»

{backbutton}

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × два =