В лице Пречистой человеческое входит во Святая Святых

В праздник Введения во храм наше человеческое естество в лице Пречистой  Богородицы вошло во Святая Святых, туда, куда заходил лишь раз в год  первосвященник. и то для того, чтобы помолиться об отпущении своих грехов и грехов народа. Как поется в тропаре «это нашего спасения предображение». Мы с Вами познаем предназначение всякого из нас.  Мы с вами обычно желаем приобрести или вещественные ценности, или богатство, или похвалу человеческую, или окружающих благоволение, или власть надо меньшим или  большим количеством людей. Кто-то хочет владеть всем миром,

кто-то хочет владеть страной, хочет иметь власть над селением или какой-то группой людей, кто-то хочет иметь вас со своими родственниками или над своими детьми, но  мало кто из нас ищет того, чтобы владеть самим собой.  Давайте посмотрим, как царица неба и земли входила во власть свою. Она ее не искала. Она постигла с  младенчества, что Бог владеет всем.

Никого не называй отцом, никого не называй учителем. Один у нас владыка  — тот, который из ничего сотворил  Вселенную.  Оттого что Бог  дал нам право распоряжаться жизнью своею или имуществом или ближними нашими,  это не значит, что наши детки или имущество принадлежат нам. Оно дано нам, как в  притче говорится, как талант который мы не должны  зарывать в землю.  И не то что за твою душу, за каждую копейку  Господь спросит. Он  смотрит как ты потратишь ее. И тем более если у тебя есть талант, которым ты можешь послужить людям, если у тебя есть здоровье, если у тебя еще есть свет в очах и время жизни — как ты потратишь его? Как я трачу этот час? Чему я посвящу себя в это мгновение? Ведь промысел Божий не в том состоит, чтобы подстилать нам солонку, чтобы падая мы  не ушиблись, а в том, чтобы постоянно поставлять нас в выборе между добром и злом. И мы с вами должны все это посвящаеть Богу.  А почему скажете? А потому что мы с вами  в таинстве Святого крещения священнику отвечали, мы давали обет:  отрицаемся от сатаны, всех ангелов его  и всей гордыни его. Это правда, но  даже не половина правды. Это просто очищение от тьмы, от лжи, от скверны. А правда состоит в том, что священник нас спрашивал: «Соединяешься ли со Христом?». А мы  отвечали: «соединяюсь», по-славянски «сочетаваюсь». Это первые три раза, а потом два раза по три священник спрашивал :»Соединился ли ты со Христом?» И поэтому не мой день, не мое чувство, не мои средства, не мои ближние, детки,  которых мне Бог дал не для того, чтобы я  распоряжался  ими, как мне хочется; а уж тем более все окружающие. И когда мы это познаем, тогда у нас начинается правильная жизнь,  истинное миропонимание.  Мы познаем глубину своего падения, насколько мы далеки от исполнения заповедей Божиих.

В таинстве святого крещения мы соединились со Христом и Бог соединился с нами. А я отпал от Бога, отсоединился от Христа и не спросивши его, поступил так, как сам хотел, как Адам поступил. Так как я хотел, оно может даже и не пагубно, но и не спасительно. Но мы  поступаем часто  как дьявол хотел, как страсть хотела,как эгоизм мой хотел. Если воспитываем детей, то как мой псих того хочет,  то я говорю,а не то,  что говорит любовь во мне.  И вот человек, потерявший единство с Богом, а всесте с этим  потерявший чувство сонаследия всему Божьему творению,  начинает жадно хапать, стяжать, тянуть  внешнее, оставляя в  нищете и темноте  внутреннего человека. И особенно это в наше время, когда расширяются горизонты, стираются границы и создается иллюзия достижения состояния некоего сверхчеловека. Раньше была идея гуманизма в противовес церковному учению. Гуманизм  — это человек в центре вселенной. Ушли от Бога к человеку, но на этом не остановились. Как только человек перестает искать образ Божий, он перестает искать и образ человеческий. Сейчас, начиная с 70-х. годов, мы живем уже во время  постгуманизма.  М ы движемся к преодоление человеческого в человеке. Мы сейчас смотрим что на западе  творится и ужасаемся.  Технологии выросли так, что  можно орган вырастить из одной стволовой клетки, и создается иллюзия, что человеческое здоровье можно как машину на СТО загнать и поменять запчасти. Так некие современные миллионеры уже по пять раз меняют сердце. Современные биотехнологии, нанатехнологии, информационные технологии создают иллюзию, что мы  скоро сможем свое сознание перекачивать в компьютер, а  знания из  компьютера вкачивать  в мозг. Скажете, это фантазии каких-то безумных мечтателей?  Я не говорю про заграницу.   Лет пять у нас в России на выставке Экспо  за плакатом Российской Федерации был представлен проект «инсайт 2030», где говорилось,  что сейчас мы распространяем компьютеры,  потом у нас появятся компьютерные няни, а потом вообще не надо будет учиться, просто знания будут перекачивать с компьютера  прямо в мозг ребенку. Под давлением западных технологий и рушится наше образование.  Но благо,   что Россия инертна  не в плохом смысле, но инертна ко всему чуждому,  и  наши педагоги учат нас по-русски, по старинке  — с любовью.

Создается иллюзия, что человек овладевает  большими просторами. Но если взять на проверку, если  меня ничего не заботит, кроме меня самого, то технологии появляются, а я-то остаюсь при своих вещах, при своей бедноте.  Другое дело,  человек таков, каков должен он быть. Ведь мы рождаемся на земле для того, чтобы научиться любить. Ведь вся Библия, весь Новый и Ветхий завет — это учебники  как полюбить Бога, как полюбить человека, как восстановить сыновство Божие. Мы сначала учимся в детстве любить своих родителей, братишек и сестренок. И вот сердце небольшое, оно уже вмещает в себя заботу о сестричках и о братиках. И о маме беспокоится, переживает, каково ей. Возрастает дитя и  расширяется у него кругозор.  Дитя начинает переживать и за село, и за город,  и начинает  село любить. Помните: «Вот моя деревня, вот мой дом родной». Сердце становится  быть способным вмещать всю деревню: вот моя деревня. А потом уже всю страну, когда взрослее становится: «Гой ты, Русь моя родная, хаты, в ризах образа, не видать конца и края…».  Человек не стремится быть деспотом или пользоваться этим, но он сам себя готовит и думает, как себя принести в жертву в служении родине, Руси.  Русский человек, как говорил Достоевский, русский юноша о мировых проблемах любит рассуждать. В сердце русского человека вмещается печаль, которая бывает на всей планете.  На Украине, в Сирии,  или где-то еще…  Душа неравнодушна, небезразлична, не для «себе», но чтобы им помочь.  Многие войны вела Русь не для  того, чтобы свою выгоду иметь, а  для того, чтобы восстановить справедливость и обиженных защитить. Потому называли Россию жандармом Европы,  потому что поступала неадекватно, нерационально. И оттого-то Господь наградил Русь такими территориями, такими богатствами, таким народом, который может воскрешать свою страну через служение ей в малое время. Человек когда начинает заботиться о всей Вселенной, тогда пробуждается в нем дух или власть взывать к Богу :»Авва отче!»  Когда мы переживаем за все, что принадлежит отцу нашему Небесному, тогда мы и  дети.  Когда мы переживаем и  за добрых и за злых, когда мы сострадаем, сочувствуем и праведным, и неправедным, когда для нас нет понятия вашим и нашим.

Когда Екатерина Вторая увидела, что в Крыму неуважительно относятся к татарам, то она сказала : «Как вы смеете ,это мои подданные! Как вы смеете неуважительно относится к их культуре?»  Да, мы конечно знаем и  дорожим нашей культурой. Она же, хотя была нерусская, очень дорожила служением нашей культуре. Как-то у нее потекла кровь, она сказала: «Вот, вытекает последняя кровь Прусская из меня».  Елизавета также не  только о православии заботилась, но и  других религиях,  в частности, о буддизме. Хотя она понимала, что это заблуждение. Но Бог предоставляет свободу и она предоставляла свободу. Именно поэтому мусульманам в России жилось лучше, чем в Турции. Не потому что мы согласны с этим убеждением, но потому что Бог — отец наш, не насилует , то и мы не насилуем.  А нам сечас говорят: «Русь насильно крестили, пролили кровь». И даже многие православные повторяют, не вникая. Но как же — князь Владимир такой был кровавый, а его сыновья Борис и Глеб, которые христиане почему-то. Помните, они имели войско, а язычник Святополк, прозванный народом «окаянным», ему надлежало иметь власть, но он побоялся ее потерять и убил Бориса и Глеба христиан. И вот уподобление себя Богу для души, познавшей свое сыновство, это естественный и радостный путь. И все, что принял Господь в земной жизни от трудов, страданий младенческих или в зрелые годы, все становится человеку радостно. Как апостол Петр не то, чтобы готов был пострадать, но говорил: «Я недостоин страдать, как Христос — Бог мой, но распните меня вверх ногами». Мы с вами хотим приобрести весь мир -для кого-то он больше, для кого-то меньше. Но если мы весь мир приобретем, а душу потеряем, какая нам польза? «Победи себя самого и будешь непобедим». «Умири себя самого и вокруг тебя спасутся тысячи». «Ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное все приложится Вам». А Царствие Небесное внутрь нас есть. Потому что некий орган единения с Богом у нас внутри. И если мы внутри едины с Богом, все принадлежит нам. И мы владеем и собой и Вселенной. Вот как в армии сейчас: есть боевая машина пехоты. В отделении три машины, в роте больше, в батальоне. Сами по себе они хороши. Но есть в этой машине нечто, объединяющее эти машины со всеми машинами и со всем воинством, и вместе с полководцем, и с Родиной, которая в нужный момент скажет:»Надо». Это радиостанция. Когда связь потеряется, то эта машина становится одна одинешенька. А если она поддерживает связь, она едина со всей страной и непобедима. Так и душа моя, если я связь имею с Богом, я и сам себе принадлежу и являюсь наследником всего Божьего творения. И потому Господь говорит: «Радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Я не вижу причину радости, но победа, победившая мир, вера наша. Если я с Богом, то кто против нас. А если я отмежевываюсь в некие групки и озлобленно смотрю на других, потому что они менее благочестивые, чем мы, это фарисейство. Это раскол, который не врачуется даже мученическою смертью. Это иллюзия праведности. Старообрядцы на голову добродетельнее, чем те, которые относили себя к русской православной церкви. Но плод святости они не имели ни один. Самые богатые люди в России были старообрядцы. Они были скованы одной волей, они были объединены общими усилиями и друг другу взаимно помогая, они были мощной силой. Но святого среди них ни одного. Кто -то скажет: «Они скрывались». Но блаженная Матрона тоже скрывалась. Но со всей России дух святый к ней собирал. Она была столпом России. И вот Матерь Божия нас учит этому пути. Как почитал Бога народ Израилев — как они почитали Божий дом! Но оказывается человек больше, чем Божий дом, чем храм. И Святая Святых только была прообразом той святости, которую должен иметь человек. А если я это не имею, то по моему нерадению, по моему ожесточению. И даже не в том дело, что я Бога не люблю, а в том, что я не милую ближнего. А дело в том, что я себя ставлю в центр Вселенной. Мы сегодня вспоминаем, как Матерь Божия вошла во Святая Святых, как она уневестилась Богу. У псалмопевца Давида сказано: «Вся красота дочери внутри ея и приведутся девы вслед ея». Кто эти девы? Это вот твоя душа. Да, она черная, она грязная. Она как угли. Но во Святом таинстве Крещения она очистилась, она омылась. Господь украсил ее. И сонаделал наследником своим. Как в притче о блудном сыне. И даже если душа опять запятнала себя, Бог дает нам очиститься через таинство покаяния. Покаяние — второе крещение. Первое крещение в водах, второе крещение в слезах. Но чтобы эти слезы у нас появились, надо перестать ненавидеть брата, нужно перестать роптать на начальствующих. Нужно начать благословлять проклинающих нас. И тогда мы познаем свою греховность и оживем для сокрушения сердечного, и тогда у нас возникнет плач, и тогда покаяние совершится в полноте. Даже молитва без покаяния — прелесть бесовская. Покаяние — это не просто сожаление о невыгодном поступке. Как говорил Паисий Святогорец: «С болью надо нам молиться во всяком деле». Так да исполнится слово Божие на нас с вами, так да последуем мы вслед Пречистой нашей Владычицы Богородицы. По слову Иоанна Златоуста, если мы хвалим какого-нибудь святого, а делами ему не подражаем, то мы устами хвалим, а делами хулим. И действительно, если дело благо, то почему ты его не делаешь? А если я этого не делаю, то почему не прошу, ибо Бог дает всем просто, без упрека. А если и просить не могу, почему же я не укоряю себя, не понуждаю, ибо тогда и Бог меня судить не будет. Если не могу осуждать себя, то почему не принимаю благодушно наказания Божия если я не в том состоянии, в каком должен быть. Все три есть пути сыновьи, все три есть пути единения с Богом. Не можешь исполнять и быть совершенным — кайся, не можешь каяться — благодушно принимай наказания. И такого отец любит сына и бьет сына всякого, его же приемлет. И через кого примем эту скорбь, очищающую меня, свидетельствующую об истине. Итак, возьмем каждый крест свой и вслед Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да совершим свой путь молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых на Руси и во всем мире Богу угодивших. Аминь.

Подготовила Макшеева Н.

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *