12 мая 2024 года — Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха), воспоминание уверения апостола Фомы.
Епископ Тарский и Тюкалинский Викентий совершил Божественную литургию пасхальным чином в главном храме епархии – Спасском кафедральном соборе Тары.
С Антипасхой Вас, дорогие братья и сестры!
Ныне Христос еще раз входит дверьми затворенными. Он вошел ими на Рождество, сохранив лоно Пресвятой Богородицы девственным, Он вошел через затворенные врата ада и смерти, а ныне вошел через запертые двери страха апостолов сказав им: «Мир вам».
Свт Иоанн Златоуст говорит, что слова эти сказаны Христом в ознаменование прекращения вражды между Богом и человеком. С апостолами в этот момент не было Фомы, который, по-видимому, так глубоко переживал смерть Учителя, что не хотел никого видеть.
Тем более удивительно, почему столь любящее серце, так остро переживающее разлуку, не поверило в воскресение Христа. Можно сказать, что над апостолом Фомой довлеет рациональность: как бы сердце не желало, чтобы Учитель был жив, а разум повторяет, что это невозможно.
Мы любим наших усопших родственников (к слову, это одно из доказательств реальности вечной жизни: нельзя любить то, чего нет), но если бы нам сказали, что кто-то из них воскрес, то мы бы тоже не поверили. Но, все-таки у Фомы что-то более потаенное.
Свт. Кирилл Иерусалимский пишет, что сомнения Фомы были связанны с великой радостью. Но она вступила в конфликт с со страхом столкнуться в итоге с еще более горьким разочарованием — с тем, что Христос не воскрес.
Посудите сами: Фома был внешне похож на Христа из-за чего и прозвище у него было Близнец (в конце истории будет ещё один человек, полностью похожий на Христа — антихрист. Одной только внешней чертой будет отличаться — у него не будет ран от гвоздей. Поэтому, как писал Лаврентий Черниговский, он будет носить перчатки.
А что если нашелся еще один человек похожий на Христа и выдает себя за Него? И тогда эта великая радость воскресения обернется горьким разочарованием.
Знаете, так часто бывает с людьми пережившими душевную травму. Вот пережил человек какие-то болезненные отношения и говорит: все, больше любить не буду, больше не доверюсь это — больно.
И с этой точки зрения Фома боится довериться. Сколь часто и мы в нашей жизни не приходим в Церковь, не приходим к Богу боясь доверится.
А что если Бог меня не примет? А что если я сделаю что-то не так, может лучше ничего не делать, чтобы не ошибиться?
А что если Его, вообще, нет?
Так вот вера это не про аргументы, а про доверие. Чтобы поверить не нужны научные аргументы, нужно любящие серце, готовое нырнуть в омут неизвестности, т.е. довериться.
Как писал Крылов: «Чтоб Бога знать, быть должно богом, но чтоб любить и чтить Его, довольно сердца одного».