Этнография, изучающая быт и историю людей, утверждает, что на Земле не было ни одного народа, в котором бы отсутствовало слово «религия». Его морфология указывает на «восстановление связи». Между кем? Богом и людьми, которая разорвалась в Эдемском саду
, когда наши прародители нарушили единственную заповедь о невкушении плода с Древа Познания Добра и Зла. К счастью, эта связь разрушилась не настолько, чтобы люди и их Творец оказались в полном отчуждении. Этого Господь допустить не мог. Он всегда был готов протянуть руку помощи тем, кто готов пройти свою часть пути.
, когда наши прародители нарушили единственную заповедь о невкушении плода с Древа Познания Добра и Зла. К счастью, эта связь разрушилась не настолько, чтобы люди и их Творец оказались в полном отчуждении. Этого Господь допустить не мог. Он всегда был готов протянуть руку помощи тем, кто готов пройти свою часть пути.
Нас сейчас более шести миллиардов, и каждый сотворен по образу Божию, и на каждом – печать Первородного греха. Смыть ее можно только стремясь к святости, о чем сказано в Писании. Господь призывал нас быть смиренными и кроткими, подобно Ему. Это – первый, но очень важный шаг.
Человеку, впервые взявшему в руки Евангелие, часто не понятно, почему выбор Спасителя пал на полуграмотных рыбаков, хотя рядом были книжники и фарисеи, наизусть знавшие Старый Завет; но это сделало их надменными и кичливыми людьми, хорошо знавшими себе цену. Но вот незадача: спустя три года за бывшими рыбаками ходили сотни людей, а калеки радовались, когда на них падала тень проходящего мимо апостола Петра. Многое ли изменилось в мире с тех пор? Наука сделала гигантский прорыв, особенно в ХХ веке. Но ведь именно он и высветил острые проблемы, с которыми ранее человечество не сталкивалось. Я далёк от мысли, чтобы с умилением вспоминать о деревянных счетах, которыми обходились 50-60 лет назад. Без компьютеров сейчас не обойтись, как, впрочем, и без сколиоза, которым страдает каждый третий ребенок, привыкший к этой «игрушке».
Не так давно, задумавшись на эту тему, я стал искать хотя бы одну безобидную науку, и, дойдя до ботаники, уже хотел остановиться на ней. Но, вспомнив о цикуте (сильнейшее ядовитое растение), белене и волчьих ягодах, понял, что и ботаника имеет свои теневые стороны, не говоря уже о генной инженерии или вирусологии. Что же предпринять, где искать выход? Богословие вновь призывает нас воспользоваться средним путем, основной принцип которого – умеренность во всех сторонах нашего бытия, включая науку. Не секрет, что за последние 30-40 лет она стала весьма меркантильной: нередко человек, приступая к кандидатской диссертации, уже подсчитывает, как он будет тратить прибавку к зарплате. Подавляющее число отраслей (за исключением военной) работает на наше бренное тело, стараясь всячески ублажить его невиданными ранее ухищрениями в области комфорта. Забывают при этом, что через 2-3 года после окончания земного пути оно будет мало чем отличаться от компоста. А что же с осиротевшей душой? Здесь многое будет зависеть от того, кто у кого был в подчинении в эти короткие семьдесят лет («аще же в силах осьмдесят лет, и множае их труд и болезнь» (Псал. 89. 10) ) – тело у души или наоборот? К сожалению, перекос идет в сторону первого, и главный камень преткновения – наше чрево. Из ста человек вряд ли наберется 5 или 6, для кого оно имеет третьестепенное значение. Среди восьми страстей чревоугодие занимает первенствующую позицию; далее следуют блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Все эти канаты прочно привязывают нас к земле и не дают душе вспорхнуть вверх, куда она всегда стремилась. Есть у человека еще и третье, самое главное начало, — дух, который и определяет, куда указывает стрелка нашего компаса. Если душа отступает от него, становясь служанкой плоти, дух начинает томиться и бунтовать. Справиться человеку с этим может помочь только Бог, а все новинки медицины принесут лишь временное облегчение. Стержневыми моментами для православного человека всегда являлись смирение, признание своей немощи, молитва, пусть своими словами, но искренняя и сердечная, а также память о смерти и сознание того, что на все есть Божия воля. Всё это вместе взятое поможет человеку не отступать перед натиском врага. А он очень силен и коварен. Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы» говорил, что «…Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей». Жизнь человека не может быть прогулкой под безоблачным небом; время от времени Господь посылает скорби и печали, которые, как горькое лекарство, оживляют нашу душу.
Крайне важным условием нашего спасения есть умение осуждать во всех поступках самого себя, а ближнего – оправдывать. Дело это нелегкое, но выполнимое. Если постараться, то всегда можно найти у других людей полезные качества, которых у тебя пока нет. Это и может стать отправным пунктом для восхождения. Всё легко проверить: если сдержаться и не отвечать обидчику на грубость, но помолиться за него, не зная даже его имени, то через мгновения почувствуешь, что душу твою омыла какая-то теплая волна. В целом задача облегчиться, если выработать у себя «трезвение ума», то есть привычку внимательно следить за помыслами, поступающими извне. На каждый помысел от дьявола , Бог прилагает свой помысел, и на каждый помысел от Бога, дьявол прилагает свой помысел. Никадим Святогорец. Без борьбы не обойтись, а она будет затяжная, до конца.
Владыка Тарский Епископ Савватий часто повторяет: «Царство Божие нудится», т.е. дается лишь понуждением себя. Самым надежным оружием в такой битве является молитва – наше обращение к Богу за помощью. Короткие восемь слов Иисусовой молитвы («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго») могут служить щитом от нападок врага, которые бывают настолько настойчивыми, что без помощи чёток не обойтись. Они позволяют сосредоточиться на молитве, а этого бесы больше всего и не любят.
Для ученого человека осмысление своих нравственных позиций особенно важно, ведь любое открытие может служить силам добра или силам зла. Людям науки, с их аналитическим складом ума, особенно заметно, что их «поле чудес» все сильнее заносится конъюнктурным мусором, мешающим докопаться до глубоких истин. К счастью, среди них всегда можно встретить глубоко верующих людей, которые в поисках смысла жизни всегда находили ответ в Боге. Исаак Ньютон, когда в разговоре упоминалось имя Господа, всегда вставал и снимал шляпу. Карл Линней, Блез Паскаль, Нильс Бор, Макс Планк, Эрнест Резерфорд и сотни других ученых, среди которых было и много наших соотечественников, не забывали о Боге в своих трудах. Альберт Эйнштейн говорил: «Никогда не примирюсь с мыслью, что вся гармония и красота, царящая в мире, возникла сама по себе из хаоса».
Семьдесят лет богоборческой советской власти не смогли истребить в нашем народе традиций православия. На могилах новомучеников российских, число которых превысило тех, кто пострадал за Христа в первые три века, часто происходили чудесные знамения. Спустя семьдесят лет, как предсказывали старцы в 20-х годах, в России снова открылись храмы и монастыри. Это коснулось и ученых.
Например, в Московском энергетическом институте ежегодно проходят чтения, посвященные Валентину Евгеньевичу Боголюбову – доктору технических наук, профессору, а впоследствии – иеросхимонаху Моисею – одному из почитаемых старцев Русской православной церкви. Ученый с мировой известностью, профессор МФТИ Никита Вячеславович Зволинский в последние годы жизни был в тайном постриге, что обнаружилось уже на похоронах, когда сослуживцы и студенты увидели его в монашеском облачении. Такие случаи далеко не единичны.
Ученые особенно остро осознают, что спасти душу с каждым годом становится все труднее. Враг людей, чувствуя приближение краха, ожесточает нападки на нас. Когда преподобного Серафима Саровского спросили, в чем смысл жизни православного человека, он сказал: «В стяжании Святаго Духа». Грех не воспользоваться его советом.
Например, в Московском энергетическом институте ежегодно проходят чтения, посвященные Валентину Евгеньевичу Боголюбову – доктору технических наук, профессору, а впоследствии – иеросхимонаху Моисею – одному из почитаемых старцев Русской православной церкви. Ученый с мировой известностью, профессор МФТИ Никита Вячеславович Зволинский в последние годы жизни был в тайном постриге, что обнаружилось уже на похоронах, когда сослуживцы и студенты увидели его в монашеском облачении. Такие случаи далеко не единичны.
Ученые особенно остро осознают, что спасти душу с каждым годом становится все труднее. Враг людей, чувствуя приближение краха, ожесточает нападки на нас. Когда преподобного Серафима Саровского спросили, в чем смысл жизни православного человека, он сказал: «В стяжании Святаго Духа». Грех не воспользоваться его советом.
Монах Евфросин. Сильвестровские чтения г. Тара. 2013г.
Пресс-служба Тарской Епархии
Подобные материалы:
- 26-27 февраля в Омске состоится II Всероссийская научно-практическая конференция «РОССИЯ И ЯЗЫЧЕСТВО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ».
- II ФЕСТИВАЛЬ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
- В монашеском направлении Рождественских чтений приняли участие представители Тарской епархии
- В Сретенском монастыре проходила работа направления Чтений «Монашеская традиция: от древности до наших дней» Быть может, тогда я была «маленькой» или о сборах вожатых
- Послание Патриарха и Синода в связи с 700-летием рождения прп. Сергия Радонежского
{backbutton}