19 января 2025 года – Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Епископ Тарский и Тюкалинский Викентий совершил Божественную Литургию и чин великого освящения воды в Никольском монастыре р.п. Саргатское.
Правящему архиерею сослужил наместник обители и благочинный округа игумен Серафим (Максимов); клирик Спасского кафедрального собора города Тары иеродиакон Савва (Маня).
В соответствии с богослужебным Уставом за Литургией праздника Богоявления исполняются особые антифоны, состоящие из пророческих псалмов: 113-го «Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар» с припевом «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», 114-го «Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего» с припевом «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуия» и 117-го «Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его» с припевом – тропарем праздника «Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи». Вместо Трисвятого на Литургии пелся крещальный гимн: «Елицы во Христа крестистеся…», в воспоминание древней традиции крещения в этот день оглашенных. Было прочитано послание апостола Павла к Титу (2 глава, стихи с 11 по 14, и 3 глава, стихи с 4 по 7), повествующее о спасении верующих в Господа Иисуса Христа благодатью Святого Духа и евангельское зачало о Крещении Христа от Иоанна Предтечи в реке Иордане (Евангелие от Матфея: 3 глава, 13-17 стихи).
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, епископ Викентий прочитал молитву о Святой Руси.
В воспоминание события Крещения Спасителя, по окончании Литургии состоялся чин Великого освящения воды.
При совершении освящения иерарх погружал в воду напрестольный крест.
В завершение Литургии и освящения воды архипастырь окропил храм и молящихся великой агиасмой; духовенство и хор исполнили тропарь, кондак и величание праздника, после чего владыка обратился к собравшимся с проповедью о духовном значении Крещения Господня в домостроительстве спасения человеческого рода.
+ + +
«Великий двунадесятый праздник, который мы с вами молитвенно отмечаем сегодня, имеет три наименования: Богоявление, Крещение и Просвещение. Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Живоначальная Троица. Бог Отец возгласил с небес о возлюбленном Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Крещением этот день именуется, поскольку Сын Божий погрузился в воды Иордана и освятил всю водную стихию, обновил Свое творение. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» и спасти человеческий род от греха, проклятия и смерти. Святая Церковь в богослужении этого дня раскрывает нам значение Крещения Христова для нашего спасения. Господь, крестившись в водах Иордана, потопил человеческий грех Своей безмерной праведностью, освятил воды и на все века дал им силу освящения. Воды, очищенные и освященные Господом, стали для нас купелью святого крещения, началом новой благодатной жизни, через обновление Духом Святым. Крещение Господне напоминает всем нам о Таинстве нашего собственного Крещения. Праведный Иоанн Кронштадтский так связывает евангельское событие Крещения Христа с крещением христианина: «И мы некогда погружались в воду крещения, и над нами разверзались небеса, и на нас сходил Дух Святый, посланный Отцом Небесным… И в тот миг крещения нашего во имя Святой Троицы о каждом из нас, как бы изречено было Отцом Небесным: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Да, мы чрез крещение – дети и сыны Богу, усыновленные Ему, по Его великой милости».
Пусть же праздник Богоявления обновит в нас силы сохранять верность Спасителю, с Которым мы соединились, Которого мы приняли в сердце через Таинство Крещения и Которому мы должны быть верны до скончания своей жизни».