Будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву? Нужно полагать, что это не будет постом, хотя все правила и обычаи поста будут соблюдены. Прп. Варсонофий Великий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей.
Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста» (если ты не можешь соблюдать последний, как бы хотел).
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу…»
Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого Поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т.е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный, биологически благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение.
Как говорилось ранее, душа человека тяжело больна. Церковь отводит в году определенные дни и периоды времени, когда внимание человека должно быть особенно устремлено на исцеление от душевной болезни. Это пост и постные дни. По словам еп. Германа: «Пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».
У поста есть, конечно, и другие цели (о них будет говориться ниже), но основная из них — изгнание из души своей лукавого духа — древнего змия. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом»,- сказал Господь Своим ученикам.
Господь показал нам Сам пример поста, постившись 40 дней в пустыне, откуда «возвратился в силе Духа» (Лк. 4, 14).
Как говорит св. Исаак Сириянин: «Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?…»
До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений… Господь наш был вождем и первенцем этой победы…
И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и сила его сокрушается… Кто пребывает в посте, у того ум непоколебим.
Совершенно очевидно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений — хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора и интернета для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.
Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Пост — период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов — усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами».
Н.Е.Пестов — Сущность и значение поста
САТИСЪ Санкт-Петербург 2005.
График служения епископа Тарского и Тюкалинского на первой седмице Великого поста
23.02.2015 |
10:00 | Тевриз, Свято-Ильинский храм Утреннее великопостное Богослужение |
16:00 | Вятка вечернее великопостное Богослужение, (канон прп. Андрея Критского) | |
24.02.2015 |
09:00 | Тюкалинск, утреннее великопостное Богослужение |
16:00 | Крутинка (канон прп. Андрея Критского) | |
25.02.2015 (среда) |
08:00 | Тара, утреннее великопостное богослужение, Литургия преждеосвященных Даров |
16:00 | Колосовка, храм святых апостолов Филиппа и Иакова, вечернее Богослужение (канон прп. Андрея Критского) | |
26.02.2015 (четверг) |
16:00 | Саргатское, Свято-Никольский мужской монастырь вечернее великопостное Богослужение (канон прп. Андрея Критского) |
27.02.2015 (пятница) |
08:00 | Знаменка, храм иконы Божией Матери Знамение, утреннее великопостное богослужение, Литургия преждеосвященных Даров |
18:00 | Большие Уки, храм Рождества Христова молебен вмч. Феодору Тирону | |
28.02.2015 (суббота) |
09:00 | Божественная литургия в Шипицино Большереченского благочиния. Иверской иконы Божьей Матери |
Пресс-служба Тарской епархии
Подобные материалы:
- Пост телесный — для пользы душевной
- С 11 по 15 февраля в Таре пройдёт III Тарский Фестиваль Древнерусской культуры
- Фестиваль древнерусской культуры начался с молитвы древним знаменным распевом
- 11 февраля приглашаем на дискуссионную площадку «Поиски национальной идеи в современной русской поэзии»
- Вышел в свет презентационный фильм по Основам православной культуры
- Эта икона стала наместницей Тарского древнечтимого чудотворного образа Святителя Николая
{backbutton}