Н.А. Клинова Тарская центральная районная библиотека, г.Тара:
Аннотация.
В данной статье рассмотрено становление термина «добровольчество», основные этапы развития добровольческого движения, а также предпосылки формирования добровольчества в современной России. Ключевые слова: добровольчество, благотворительность, волонтерство.
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы. Понятие «добровольчество», а в современной социологии «волонтерство» (Volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества [1, с.267].
Термин «добровольчество» в современном его значении в России используется с середины 80-х гг. XX в., но традиции милосердия, лежащие в его основе, складывались в нашей стране веками. Особенностью становления добровольчества в России стала его неразрывная связь с таким культурно-историческим явлением, как благотворительность. Эти два вида социальной деятельности тесно связаны между собой. В своем развитии благотворительность прошла долгий путь от милостыни до создания законодательной системы, государственных учреждений социальной защиты, общественных организаций, помогающих в решении социальных проблем[2,с.138]. Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир Уставом 996 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным
призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей и больниц. В течение многих веков церковь и монастыри оставались средоточием социальной помощи старым, убогим и больным. При монастырях возникают богадельни, бесплатные больницы и детские приюты. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего. Ярчайший пример — подвиг Минина и Пожарского, добровольческая деятельность которых остановила тяжелейшую польскую интервенцию в тот момент, когда на краю гибели была не только русская государственность, но и сама русская национальность[1,с.268].
О необходимости создания государственной помощи в России впервые заговорили в период правления Ивана Грозного. Стоглавый Собор, созванный в 1551 г., постановил проводить перепись нуждающихся и создавать в каждом городе богадельни, а также определил перечень средств на их содержание. Собор, отметивший чрезмерный рост нищенства и тунеядства, высказался за упорядоченность помощи нуждающимся, то есть за организованное призрение. Средства на эти цели должны были поступать от частных лиц, а контроль за их расходованием отдавался в руки духовенства и целовальников (так назывались тогда должностные лица) [4, с. 332].
Со временем добровольчество и благотворительность становятся частью государственной внутренней политики. Окончательно это оформляется в эпоху Петра I. Законодательством этого времени предписывалось помещать неспособных к труду в госпитали, богадельни, раздавать престарелым и увечным «кормовые» деньги, устраивать госпитали для незаконнорожденных, заботиться о воинских чинах. Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре I были частные пожертвования: царь для примера сам отдавал на эти цели до трети своего жалованья. Появляется государственная политика защиты детей и сирот. В 1710 г. митрополит Иов открыл при Знаменской церкви богадельню на 40 мест и два странноприимных дома, в которых убогие и нищие находили не только ночлег и пищу, но и получали элементарную медицинскую помощь[5, с.4].
Много сделала для развития системы государственной благотворительности в России Екатерина II. В каждой губернии были созданы приказы общественного призрения — система государственной помощи, осуществлявшая всю социальную политику в стране. Приказы открывали и брали под контроль народные школы, заведения для умалишенных и неизлечимых больных, госпитали, больницы, богадельни, сиротские и смирительные дома.
При Екатерине II возникает сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных («зазорных») младенцев. В России это стало благотворительной новацией. Первый такой воспитательный дом с
госпиталем для бедных рожениц был открыт в 1764 году в Москве как государственное учреждение. Строили этот дом на частные пожертвования (сама Екатерина II выделила из своих средств 100 тысяч рублей и обязалась ежегодно жертвовать еще по 50, а цесаревич Павел — по 20 тысяч). Через шесть лет такой же дом открыли и в Петербурге.
В воспитательные дома принимали подкидышей, детей, рожденных вне брака, а также «законных детей, оставляемых родителями по бедности. Здесь дети росли и получали элементарное общее образование, а с 14-15 лет воспитанников отдавали в обучение ремеслам в мастерские, организованные при самом доме, или же городским ремесленникам [3,с.35].
Дальнейшее развитие системы общественного призрения в России после смерти Екатерины II связано с именем императрицы Марии Федоровны. Указом от 2 мая 1797 года Павел I назначает свою супругу руководительницей всех социальных учреждений. Мария Федоровна обнаружила на новом поприще незаурядные организаторские способности. Она умела привлекать к своему делу умных, энергичных, богатых людей. Вверенные ей учреждения процветали и располагали устойчивым финансовым положением как за счет созданных при них Ссудной и Сохранной казны, так и за счет привлечения частных пожертвований. При Марии Федоровне и по ее распоряжению строятся новые помещения для сиротских домов и училищ в Петербурге и Москве, открываются благотворительные больницы для бедных, получившие название «Мариинские», наконец, опытные воспитательные дома для глухонемых и слепых детей [6,с.39]. Но самыми распространенными благотворительными заведениями, существовавшими до 1917 года, стали заложенные в 1803 году уже вдовствующей императрицей Марией Федоровной вдовьи дома — богадельни для вдов военных и гражданских чиновников. Императрица жертвовала на содержание этих домов огромные личные средства. Ее ведомство курировало и оказывало помощь каждому третьему детскому приюту России.
Одна из самых ярких страниц истории добровольчества нашей страны и, в частности, волонтерства в Москве связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сёстрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест) [1,с.268].
Что касается официальных документов, то первое упоминание о добровольческой деятельности относится к 1894 году. Тогда по предложению члена Московской Городской Думы профессора В.И. Герье были учреждены городские Попечительства о бедных,
собирающие добровольные пожертвования, в которых трудились волонтеры. Одним из звеньев этой системы был сиротский дом, располагавшийся в помещениях современного государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Попечительство занималось оценкой потребностей нуждающегося населения, сбором средств для оказания адресной помощи. Уже в 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал «распространить опыт Москвы в другие города». И таких организаций было множество [7, с.2].
В XIX в. получили распространение новые формы добровольного участия граждан в решении социальных проблем. Так, возродилось поочередное кормление по домам, заключавшееся в организации системы поочередного полного содержания призреваемого, переходящего ежедневно из дома в дом. В конце XIX — начале XX вв. по решению крестьянских сообществ были созданы общественные приюты и ясли для детей и подростков. Такие приюты и ясли содержались на денежные и продуктовые пожертвования крестьянских хозяйств.
Еще один пример волонтерского труда можно встретить на страничках дореволюционной истории России. В Российской империи на 1911 год насчитывалось более 1,6 млн. официально зарегистрированных больных туберкулезом. Стало понятно, что борьба с данной проблемой должна носить всеобщий характер. В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Во многих городах открылись отделения лиги, работавшие самостоятельно. В августе того же года в Ялте прошел первый День белого цветка, главной целью которого было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Члены оргбюро занимались устройством всех мероприятий — церемониального шествия по городу, ярмарки, молебна на площади перед Городской думой. За два года принятые лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала» [8,с.23]. Как видно из примера, данное мероприятие, по сути, носило характер социального проекта, состоящего из хорошо организованных и продуманных добровольческих акций, где работали добровольцы разного уровня: от простых исполнителей (раздача информационных листков) до специалистов в определенной области. Инициаторами явились представители интеллигенции. Это был уже новый, более высокий уровень организации добровольческой помощи.
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами
организации упразднены специальными декретами. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности» [9,с.1].
Широкое распространение получило добровольческое движение в годы Великой Отечественной войны, сыгравшее большую роль в деле обеспечения Красной Армии людскими ресурсами. Именно в это время наиболее ярко проявилась традиция добровольных пожертвований на укрепление армии и флота [10,с.138]. В стране началось движение за создание фонда обороны из добровольных пожертвований денежных средств и материальных ценностей. В частности с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Еще одним ярким примером добровольческой деятельности в советский период являлось тимуровское движение. Оно возникло и получило широкое распространение в 40-е гг. XX в., когда резко возросло количество людей, нуждающихся в помощи. Причем создание тимуровских отрядов шло по инициативе самих ребят и взрослых, которые непосредственно работали с детьми [4,с.335].
Уже в послевоенное время добровольчество, как правило, было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. В 60-х гг. в СССР началось освоение целины на юге Урала, строительство городов в Сибири, на Урале и других отдаленных и малодоступных регионахстраны. Тысячи студентов и рабочей молодежи вахтовым методом принимали участие в этой деятельности, получая за свою работу деньги. В 70-х гг. развернулось грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали, связывающей Дальний Восток с Центральной Сибирью. Этот грандиозный проект был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Работы широко освещались в СМИ, для привлечения молодых людей на работу в сибирскую тайгу использовалась вся мощь существующей идеологической машины. Студенты высших и профессиональных учебных заведений осенью, отрываясь от занятий, работали на уборке урожая в колхозных и совхозных полях и на овощных базах, за весьма условную плату.
В начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться с возникновением новых некоммерческих, общественных и благотворительных организаций. В связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при сложившейся экономической ситуации добровольцы стали незаменимы..
Появились люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку.
В 1995 году было дано юридическое определение добровольца или волонтера в статье 5 Федерального закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: «Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».
В этом же году состоялся Первый Российский Форум добровольцев, который прошел в Центре международной торговли в Москве.
2001 год стал вехой в развитии и формировании волонтерского движения: он был провозглашен Международным годом добровольцев. Волонтерство было официально признано одним из важнейших ресурсов развития общества. Следующим этапом в развитии добровольчества стал, конечно же, 2018 год, объявленный Годом добровольца (волонтера) в Российской Федерации. Он призван повысить престиж работы волонтеров, расширить их участия в благотворительной деятельности, а также устранить законодательные пробелы в этой сфере.
Таким образом, можно сказать, что добровольчество в России отмечается на протяжении более полутора тысяч лет. В течение этого значительного исторического периода оно проявлялось в различных формах и в разных ситуациях, в которых он сыграл заметную роль. Добровольчество не было оторвано от реальной жизни, в своей основе оно всегда было ответом на те или иные сложные вопросы и проблемы, возникавшие на историческом пути становления и жизни российского государства. Добровольчество в России проявляло себя в различных сферах жизни и деятельности общества и государства: в помощи нуждающимся, в борьбе с внешней агрессией, в открытии и изучении труднодоступных земель как на территории России, так и за ее пределами, а также во многом другом.
Список литературы
- Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 267-269. — URL https://moluch.ru/archive/43/5210/. — (Дата обращения: 05.11.2018).
- Голуб А.В. Основные этапы развития добровольческой деятельности в России / А.В. Голуб //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014.- №2. – С.138-140. — URL https://publikacia.net/archive/2014/8/2/39. — (Дата обращения: 05.11.2018).
- Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси / Ю. Годунский // Наука и жизнь. — 2006. — №10 – С.32-37.
- Воронова, Е.А. Добровольчество как форма благотворительности в современной России. — URL https://cyberleninka.ru/article/ — (Дата обращения: 05.11.2018).
- Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен. — URL http://journals.uspu.ru/attachments/article/— (Дата обращения: 07.11.2018).
- Синова, И. Вниманье, люди, к маленьким твореньям /И. Синова //Родина. — 2010. — №3 – С.38-41 : ил.
- Добровольчество в России. — URL http://www.kdobru.ru/understand/russia/. — (Дата обращения: 09.11.2018).
- Слабжанин, Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами / Н.Ю. Слабжанин. – Москва : Наука, 2011 — 23с. — URL https://docviewer.yandex.ru/view/103823389/. — (Дата обращения: 09.11.2018).
- История благотворительности в России: царской , советской и современной. — URL https://ria.ru/disabled_know/20130226/924715394. — (Дата обращения: 09.11.2018).
- Ковалева, С.И. Советское общество и благотворительность в годы Великой Отечественной войны . — URL https://cyberleninka.ru/article/v/. — (Дата обращения: 09.11.2018).
- История добровольчества в РФ. — URL https://docviewer.yandex.ru/view/103823389/. — (Дата обращения: 09.11.2018).