Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая построена в 1866 году на средства, выделенные тюкалинским купцом Исааком Андреевичем Лантратовым и прихожанами. Место расположения церкви в те годы — с. Лесковское Тюкалинского уезда.
Церковь оценена вместе с иконостасом и колокольней в 9000 руб.
Длина церкви, считая и колокольню, 10 сажен, наибольшая ширина 4 саж. Высота до верха карниза — 3 саж. 1 арш. Иконостас длиной — 3 саж. 1 арш., высотой — 2 саж. 1 арш. (Оценен в 3000 руб.). О приходе. По сведениям 1900 года. Крестные ходы были: один на Пасху, а другой — в июне месяце по полям. В приходе состояло 10 деревень, 1632 души мужского пола и 1737 душ женского пола, из них было 7 раскольников.
При церкви имелось 3 десятины усадебной земли, 99 десятин пахотной и столько же десятин сенокосной и под лесом.
По утвержденному расписанию от 16 февраля 1885 года в храме состояли по одному священнику и дьякону и два псаломщика.
При церкви располагалась церковноприходская школа, построенная в 1901 году и оцененная в 1000 рублей. Псаломщиком с 15 января 1914 г. был Константин Платонович Трофимов (1892-?).
В 1920 году произведена национализация имущества, ликвидация молитвенного здания относится к 1937 году. В деле «Журнал регистрации заявлений и учета церковных зданий» имеется информация о храмах за 1945 год. По Называевскому району: «д. Лески Ростовского с/с — Никольская, одноэтажная, каменная — механически прекратила действие — не используется — купола сняты, состояние хорошее — внутреннее оборудование находится в церкви».
В документах ГАОО обнаружено только еще одно упоминание церкви в Лесках до войны, где говорится, что священник Александр Владимирович Фокинский в июле 1935 года обложен продуктовым налогом, в том числе — 50 кг мяса.
Какие события привели к «механическому прекращению действия» церкви? Ответ мы находим в книге М.С. Шангина «Террор против совести». В 1937 году на священника А.В. Фокинского поступило несколько доносов в УНКВД Омской области. Арестовали Александра Владимировича 11 августа 1937 года. Но первый допрос, датированный 13 января и связанный с делом епископа Антония (А.Н. Миловидова). В нем говорится: «Миловидов… давал мне установку, что нужно всеми силами стремиться закреплять храм, закреплять верующих, — внушать им о необходимости держаться за религию — путем высказывания во время служения в проповедях и личным внушением в беседах с гражданами. Кроме того, он говорил, что для того, чтобы увеличилось число верующих, нужно внушать колхозникам, чтобы последние выходили из колхозов…»
Тексты допросов противоречивы — с одной стороны А.В. Фокинский говорит как глубоко верующий духовный пастырь, заботящийся о своих прихожанах, с другой, как «контрреволюционер». Что доказывает давление на священника и непорядочность следователя. Священником в Лесках о. Александр был с 1930 года. Вместе с ним по делу были осуждены Иван Никитич Сливко, Иван Тимофеевич Бородин — председатель церковного совета и Евдокия Егоровна Минеева — монахиня, работавшая сапожником. Всех их обвинили по статье 58-10,11 и расстреляли.
Николаевская церковь в с. Лески в течение многих лет была в полуразрушенном состоянии — с нее сняли крышу, выломали рамы.
В настоящий момент храм передан Тарской епархии.
По материалам сайта Веб-лаборатория Омского государственного университета