Колосовское благочиние-репрессированные священники.

joomplu:824В двадцатые–пятидесятые годы 20 века в России невинно была репрессирована бóльшая часть священства. Общецерковная статистика подтверждается историей колосовских приходов.

В Колосовском районе Омской области по данным Областного архива в 1925 г имелось семь православных церквей: во Владимировке, Колосовке, Корсино, Крайчиково, Кутырлах, Сафоново, Строкино.

Но во всех приходах Колосовского благочиния в это время служили, по всей вероятности, пять священников, ведь во Владимировком храме службы проводил священник Сафоновской церкви отец Павел Дурыгин, а колосовский священник отец Петр Богданов умер в 1924 г. Здание церкви подлежало закрытию и сносу. Краеведы и старожилы не сообщают, чтобы кто-то еще служил в Колосовской церкви после отца Петра.

Кто же из этих пятерых был репрессирован? По Книге Памяти жертв политических репрессий Омской области «Забвению не подлежит» мы знаем имена четверых служителей Церкви из Колосовского района, невинно пострадавших в двадцатые-тридцатые годы советского периода истории России:

  • священник Сафоновской и Владимировской церквей отец Павел Дурыгин;
  • священники Кутырлинского храма отец Иоанн Жернаков и отец Владимир Птицын (в разное время);
  • священник церкви села Корсино отец Константин Фролов.

Судьбы священников Крайчиковского и Строкинского храмов, после их закрытия, нам неизвестны.Отец Константин Фролов, село Корсино, храм во Имя Святой Живоначальной Троицы

Служивший до отца Константина в Корсинской церкви священник отец Павлин Диалектов умер в 1936 году, избежав, таким образом, приближавшихся на священнослужителей гонений.

Настоятелем храма во Имя Святой Живоначальной Троицы села Корсино был назначен священник Орловской церкви Тарского района отец Константин Фролов. Родился Константин Филиппович Фролов в 1870 г. в селе Пярино Корсунского уезда Симбирской губернии, по национальности — русский.

Жительница села Корсино, прихожанка Колосовского храма Фомина Раиса Афанасьевна собрала воспоминания корсинцев об отце Константине. Он не прослужил в Корсино и года. В июне 1937 г. священник пошел пешком в Колосовку (по некоторым сведениям – в направлении Тары), — по вызову ли органов НКВД, или повидаться с семьей, жившей в Тарском районе, а, может быть, и попрощаться, если предполагал арест? Бог весть.

Он перешел корсинский мост, вышел за деревню. А в это время в селе родился младенец. Священника остановили и попросили покрестить ребенка. Отец Константин вернулся и совершил таинство крещения. Так Александр Иванович Кузнецов оказался последним жителем села, которого крестил корсинский священник.

Отец Константин возобновил свой путь. Больше его никто не видел, и многие десятилетия ничего не было известно о нем. И только, когда в начале уже следующего, 21 века, вышло из печати книжное издание «Забвению не подлежит», стало известно о трагической судьбе отца Константина. В июле 1937 г. он был арестован, обвинен в контрреволюционном заговоре и принял мученическую смерть за веру.

В 1937 г. органами НКВД Омской области было сфабриковано дело о контрреволюционной организации «Сибирское братство» с центром в городе Таре, филиалом которой придумали и «Колосовскую контрреволюционную повстанческую группу». Арестовали и осудили 14 человек из разных сел Колосовского района, в Корсино – 7 человек, в том числе, священника Фролова К.Ф. По версии сотрудников НКВД, основу «повстанческой группы» сформировал отец Павлин, после смерти которого во главе «повстанцев» оказался отец Константин.

Постановление Тройки УНКВД Омской области от 14 сентября 1937 г. о расстреле Фролова Константина Филипповича было приведено в исполнение в городе Таре 17 сентября 1937 г. Через два дня были расстреляны псаломщица Агафья Андреевна Диалектова, церковный староста Ефим Семенович Вяткин, верующие Николай Савельевич Черепанов и Илья Романович Шумель. А Иван Ильич Коробкин и Сергей Герасимович Фролов были приговорены к 10 годам лишения свободы. Все они были прихожанами Корсинской церкви.

Реабилитирован отец Константин и все другие лица по этому делу 5 марта 1960 г. президиумом Омского облсуда за отсутствием состава преступления.

Нам удалось разыскать потомков убиенного корсинского священника. У отца Константина и матушки Варвары родилось шестнадцать детей, из них до зрелого возраста дожили пятеро.

В семье одной из дочерей священника Фаламиды (Фомаиды) Константиновны было девять детей. У другой дочери — Марии Константиновны, — восемь. Ее муж погиб в Великую Отечественную войну. Замуж она больше не выходила, одна вырастила всех своих детей. В этой линии рода ныне здравствует внучка священника. Других внуков отца Константина, кроме нее, уже не осталось, только – многочисленные правнуки и праправнуки.

В старые времена в семьях рождалось много детей. Так было и у отца Константина, его дочерей и сына. Поэтому-то потомков у корсинского священника большое число. Они живут в различных городах, селах и деревнях России и бывших республик Союза, многие – в наших краях. Мы знаем их имена, с некоторыми – общались и записали их воспоминания.

Нам сообщили, что еще три года назад в Тарском районе, у ныне усопшей уже внучки отца Константина, была его фотография в священническом облачении. Мы выезжали в местности, где предполагали ее найти, беседовали с родственниками отца Константина. Наши поиски пока не увенчались успехом, и мы их продолжаем.

У нас есть копия очень плохо сохранившейся фотографии Варвары Михайловны Фроловой. О пребывании матушки Варвары в Корсино ничего неизвестно. Возможно, после перевода отца Константина в Корсино, его супруга проживала на прежнем месте.

По одним сообщениям, отец Константин жил в Корсино в «поповском» домике. Забрали его из дома рано утром. Было это в Корсино или в Тарском районе, — неизвестно.

По другим сообщениям, священник жил с семьей в одной из деревень Тарского района, а в Корсино ходил через деревню Носково пешком, если ему сообщали, что для совершения таинств он нужен на приходе. Крестил и отпевал корсинцев он тайком.

Матушка Варвара, ничего не зная о судьбе отца Константина, до самой своей смерти в 1962 г. ждала его возвращения. Так в старые времена верны друг другу были супруги до конца жизни.

С благодарностью примем добавления и уточнения к нашему сообщению об убиенном отце Константине Фролове. Обращаемся также с просьбой ко всем, кто может что-либо сообщить о других священниках Колосовского района и его старинных храмах, поделиться фотографиями храмов и церковнослужителей.

Источники информации

  1. Дорошенко Р. «Это были просто богомольные люди» // Забвению не подлежит. Т. 10. — 2004. — С. 152-159.
  2. Фролов Константин Филиппович // Забвению не подлежит. Т. 8. Т – Ч. — 2003. — С. 247.
  3. Информация, собранная Фоминой Р.А., жительницей с. Корсино, заслуженным учителем РФ, в прошлом руководителем Корсинского школьного музея.
  4. Скатов И.А. (ученик 8 кл. Корсинской школы, научный руководитель Фомина Р.А.). Судьба священнослужителей православного храма в с. Корсино Колосовского района: Компьютерный набор. – Корсино, 2007. – С.2.
  5. Воспоминания правнучки о. Константина Ремизевич Н.М.
  6. Воспоминания внучки о. Константина Неупокоевой А.Т.

Ольга Моисеенко
646350. Омская обл., с. Колосовка,
ул. 40 лет Октября, 38.
Тел.: 8-381-60-21-1-91.
kolosovkacerkov@mail.ru

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *