Многочтимая и чудотворная. Градо — Тарская

Тихвинская икона Божьей Матери на протяжении нескольких веков считалась защитницей города Тары. Согласно преданию, Тихвинская икона Божией Матери, правда, получившая такое название позднее, была написана апостолом и евангелистом Лукой еще при земной жизни Богородицы. В V веке ее перевезли из Иерусалима в Константинополь, а в 1383 год она исчезла из храма и возникла на Новгородской земле.

Как гласит «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери», святыня явилась местным жителям над Ладожским озером и, «светозарно шествуя по воздуху», «ангелами невидимо носима», двигалась от одного селения к другому, пока не остановилась у реки Тихвинки. На том месте была построена деревянная церковь во имя Успения Богородицы.

В начале XVI века великий князь московский Василий III возвел здесь каменный храм, а в 1560 году по велению царя Ивана Грозного был создан мужской Богородицкий Успенский монастырь, обнесенный каменными стенами. С тех пор Тихвин становится известным местом паломничества. В 1613–1614 годах обитель подверглась нападению шведских войск, захвативших ранее Новгород, но победа чудесным образом оказалась на стороне малочисленных защитников монастыря, уповавших лишь на помощь Богоматери, и стала началом изгнания врагов из русских пределов.

Явление святыни на новгородских землях после их присоединения к Великому княжеству Московскому стало восприниматься как утрата благочестия Римом и захваченным турками Константинополем (вторым Римом). Выбор Богородицей Руси в качестве места своего пребывания дал повод назвать Москву третьим Римом.

С приходом советской власти Успенский монастырь был закрыт, а икона стала экспонатом местного краеведческого музея. Во время оккупации Тихвина немцы отправили ее в Псков, а затем в Германию. После долгих странствий чудотворный образ оказался в Свято-Троицком соборе Чикаго. По завещанию хранителей иконы, она после возрождения Тихвинского монастыря была торжественно возвращена в 2004 году на свое историческое место.

На берегу Иртыша

За века с Тихвинской иконы было сделано немало списков, которые разошлись по стране. Один из них оказался в Таре, став здесь одной из наиболее чтимых икон. Протоиерей Александр Сулоцкий, исследователь истории православия в Сибири, ссылаясь на местных старожилов, писал, что этот образ был привезен, только неизвестно кем, из России во время строительства Тары, возможно, самим основателем города Андреем Елецким. Почти двести лет икона находилась в Тарской воеводской канцелярии, упраздненной в 1782 году. После этого, как древность и как святыню, ее перенесли в деревянную кладбищенскую часовню.

Вскоре на кладбище тарский купец Иван Федорович Нерпин выстроил двухэтажную каменную церковь. Ее нижний этаж был освящен в середине 1780-х годов, туда и была перенесена многочтимая икона, а в ее честь и храм, и само кладбище стали называться Тихвинскими.

По какой причине начали особо почитать эту икону, в середине XIX века никто из жителей Тары уже не помнил. В Пятницком и Спасском монастырях, а потом в одноименных приходских церквях были образы более древние и более важные, однако с таким почтением никто к ним не относился. К Тихвинской же иконе шли не только жители Тары и окрестностей, но и из Тюкалинского, Омского, Ишимского, Каинского округов. Особенно много народу собиралось поклониться святыне к 26 июня (по старому стилю), когда в кладбищенской церкви бывал храмовый праздник в честь Тихвинской Божией Матери.

За несколько недель до этого святыню уносили для молебствий в село Бутаково и смежные с ним деревни, а на следующий день после праздника ее несли в Екатерининский винокуренный завод, и там, в местной церкви, она оставалась до 7 июля. В самом же городе икону носили по домам постоянно.

Старинного греческого письма

Икона Тихвинской Божией Матери располагалась в храме за левым клиросом. Она была написана на деке длиной в 1 аршин и 3 вершка, а шириной – 13,5 вершка (85х60 см). Согласно описи имущества 1922 года, на ней была риза серебряная, позолоченная, «с 55 камнями, 3 буквами в венце младенца и мелкими камнями и 14 пустыми гнездами под камнями». Общий вес ризы составлял 26 фунтов 70 золотников – чуть более 12 килограммов.

По словам Сулоцкого, образ был «хорошего старинного греческого письма», но «к сожалению, от темноты красок, а особенно от давности письма и влияния воздуха во время ношения иконы по селениям и домам, лики на ней, как самой Приснодевы, так и ее Предвечного Младенца, стали довольно темны и не совсем ясны».

Так как с самых почитаемых икон обязательно делались списки, а в Таре были и свои иконописцы, наверняка немало копий было создано и с Тихвинской Богоматери. По крайней мере, в инвентарных книгах тарских церквей образы с таким названием упомянуты и в Спасском, и в Никольском храмах, а в Тихвинском – была еще одна такая же икона, также в вызолоченной серебряной ризе с двумя венцами и драгоценными камнями, правда, не столь массивной – всего 8 фунтов.

Умоляли оставить святыню

Где же теперь защитница города и ее многочисленные списки? Все ризы, оклады и прочая церковная утварь из благородных металлов была изъята государством в годы «красного беспредела». Поводом для этого послужил массовый голод, разразившийся в европейской части страны и охвативший потом Сибирь, в том числе и Тарский уезд. Поначалу разговор шел об изъятии предметов, без которых при богослужении можно обойтись, но потом под давлением сверху забрали все, что представляло хоть какую-то ценность.

Представители Тихвинской церковной общины умоляли власти пощадить их главную святыню: «Икона Тарской Тихвинской Божьей Матери существует с основания гор. Тары. Верующие, получая по молитве перед ней желаемое, глубоко почтили ее… Сама икона крайне ветхая, более 300 лет, и при снятии ризы теряет вид иконы и совершенно обезображена, а поэтому просим таковую оставить для храма как необходимую святыню». Но комиссары, уже не боявшиеся Бога, к просьбам трудящихся остались глухи.

Из тарских церквей большевики забрали в общей сложнос­ти 275 кг серебра, более 8 кг меди, 766 драгоценных камней. Интересно, достался ли голодающим хоть один рубль? Исследователи этой темы утверждают, что советское государство изъяло церковных ценностей на 2,5 миллиарда золотых рублей. Собственно на покупку продовольствия из них было израсходовано около одного миллиона, а остальные деньги осели на счетах партийных лидеров или были направлены на разжигание мировой революции.

Пропажи и находки

После изъятия ценностей сами иконы – товар неликвидный и не очень-то ценимый безбожниками – остались в храмах и находились там, пока продолжали существовать религиозные общины. Но, как только их разогнали и церкви опустели, имущество, принадлежавшее по новым законам государству, но фактически являвшееся бесхозным, постепенно растаскивалось. Народ, опьяненный антирелигиозной пропагандой, мог запросто использовать икону в качестве крепкой доски – сделать из нее крышку для стола, дверцу для шкафчика или перегородку в загоне для скота. Хуже того, могли превратить ее в мишень для стрельбы или сжечь в печке.

Впрочем, нет точных сведений, что Тихвинская Богоматерь утрачена. Кто-то нес святыни из разрушаемой церкви домой, чтобы уберечь их от недобрых рук. Возможно, кто-то сберег защитницу нашего города, и она ждет своего часа, чтобы явиться вновь перед народом, как ее первообраз шесть веков назад.

Надежду на лучшее вселяет случайное открытие, совершенное в прошлом году группой тарчан, побывавших в Большеуковском районе на участке Московско-Сибирского тракта. В Рождественском храме районного центра они увидели старинную Тихвинскую икону Божьей Матери с надписью в правом нижнем углу, сообщавшей, что этот образ – список с Тарской Тихвинской иконы Бого­матери.

Возникает правомерный вопрос: насколько может быть чтима копия по сравнению с оригиналом? Пожалуй, самой почитаемой в Сибири считается Абалакская икона Божией Матери «Знамение». Однако первообраз, написанный в 1637 году, был утрачен во время Гражданской войны. Сейчас его место в Абалакском монастыре, что находится неподалеку от Тобольска, заняла копия начала XX века (кстати, омский Никольский собор имеет более древний список). Тем не менее паломников, спешащих к Богородице на поклон, этот факт нисколько не смущает. Здесь главное – верить, что возвращение святыни поможет вернуть былую славу граду Тарскому.

Автор: Сергей Алферов

Новости Тары. Сайт газеты «Тарское прииртышье»

Подобные материалы:

 

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *