Поклоняющийся иконе поклоняется лицу, изображенному на ней

joomplu:1883«Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу,
и поклоняющийся иконе поклоняется лицу, изображенному на ней»
(Из догмата об иконопочитании VII Вселенского Собора)

Плод постепенного усвоения веры — иконопочитание.

Византийская империя (первая половина VIII – начало IX века). Это время в жизни империи ознаменовалось широким религиозно-политическим движением, направленным против почитания икон, – иконоборчеством. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон – идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» Исх 20,4-5).

В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было даже официально признано на иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов. И только в 787 году при поддержке императрицы Ирины состоялся Седьмой вселенский собор, окончательно утвердивший догмат иконопочитания и отменивший решение церковного собора 754 года.

Но еще долгое время, вплоть до 843 года, Византия была потрясаема движением иконоборцев, то угасавшим, то разгоравшимся вновь. В 843 году состоялся церковный собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и снова подвергший иконоборцев отлучению. Тогда же был установлен и впервые совершен (11 марта 843 года) чин провозглашения вечной памяти ревнителям Православия, совершаемый ежегодно в Православной Церкви и до нашего времени в первое воскресение Великого поста. В этот день мы празднуем Торжество Православия.

Каковы же были причины иконоборчества? Первая причина, известна почти всем, кто интересовался данным историческим периодом Византии, – политическая. Исследователи разделяют политическую причину иконоборчества на две группы:

Связь с иудаизмом и исламом. Через иконоборчество византийские императоры хотели уничтожить одну из главных преград для сближения христиан с иудеями и мусульманами, которые отрицательно относились к иконам. Через это планировалось облегчить подчинение империи народов, исповедующих эти религии.

Борьба с властью церкви. К VIII веку политическая роль церкви в империи значительно усилилась, наблюдался значительный рост церковной собственности и монастырей. Духовенство начало активно участвовать в делах управления империей. По этой причине императоры-иконоборцы считали необходимым отвлечь людские силы и денежные средства от церкви и направить их в государственную казну.

Вторая причина, наименее известная, – богословская. И эту причину, как наиболее главную, мы рассмотрим подробно.

Иконопочитание имеет длинную и сложную историю: оно есть плод постепенного усвоения людьми церковной веры. Ранняя Церковь не знала иконы в ее современном, догматическом значении. Начало христианского искусства – живопись катакомб – носит символический характер. Это не изображение Христа, святых или разных событий священной истории, как на иконе, а выражение определенных мыслей о Христе и Церкви – изображается не столько божество, сколько функция божества. Добрый Пастырь саркофагов и катакомб не только не образ, но и не символ Христа; он – зрительное ознаменование той мысли, что Спаситель спасает, что Он пришел нас спасти, что мы Им спасены. Даниил во рву львином тоже – не «портрет» Даниила (пусть и самый условный), а знак того, что Даниил спасен и мы спасены, как Даниил. Это искусство в подлинном смысле слова вообще не может быть названо искусством. Оно не изображает и не выражает: оно знаменует. Появление же иконы в Церкви связано с раскрытием в церковном сознании смысла Богочеловечества: полноты Божества, обитающей во Христе телесно. Бога никто никогда не видел, но Его во всей полноте являет Человек Христос. В Нем Бог становится видимым. А это означает, что Он становится и описуемым. Образ Человека Иисуса есть образ Бога, потому что Христос – Богочеловек. Икона дала новое измерение человеческому искусству, как и Христос дал новое измерение самому человеку!

После Миланского эдикта (313 год), даровавшего христианам свободу в Римской империи, Церковь стремительно разросталась. В нее хлынул поток язычников, которые, воцерковляясь, меняли только внешний свой статус, но, в сущности, оставались по-прежнему язычниками. Нередко поводом для принятия христианства становились причины политические или социальные, а отнюдь не глубокое внутреннее обращение, как некогда в апостольское время.

На этом этапе, сложном и переломном для всей Церкви, были нужны новые средства катехизации (обучения основам веры), которые были бы понятны тысячам обычных людей, не искушенных в тонкостях богословия, а просто нуждающихся в наставлении, в вере. Наиболее эффективным средством была икона; сильное эмоциональное воздействие, знаковая структура, – эти свойства иконы, способствовали ее широкому распространению, и заложенная в ней духовная основа становилась достоянием самых простых новообращенных душ. Вот почему именно на икону так уповали святые отцы, называя ее «Библией для неграмотных». Действительно, через икону вчерашние язычники лучше постигали тайну воплощенного Слова, чем через книжные знания.

Нередко вчерашние язычники, обращаясь ко Христу, становились святыми, как это было в случае с блаженным Августином. Но чаще бывало другое – языческая стихия оказывалась (по вине человека) сильнее христианского семени, и тернии заглушали ростки духа: происходила фольклоризация веры, привносящая в традицию Церкви чуждые элементы, иноприродные обычаи. В конце концов проникновение магического отношения в культ вытесняло изначальную свободу духа, дарованную Самим Христом. Кстати, еще апостолам и ранним апологетам приходилось сталкиваться с проблемой очищения веры от примесей.

В силу этого широкое распространение иконописных изображений в народе стало не только школой веры, но и той почвой, на которой неокрепшее в вере сознание невольно провоцировалось своим языческим прошлым. Не желая понять глубину различия образа и Первообраза, новообращенный отождествлял их, и его почитание икон превращалось в идолопоклонство, а молитва обращалась в магическое действие. «Многие думают, – писал преподобный Анастасий Синаит, – что вера достаточно чтится тем, кто войдя в церковь, перецелует все иконы, не обращая внимания на Литургию и богослужение».

Наряду с этим византийская знать, которая в отличие от простолюдинов была образованна и изощренна в богословских вопросах, впадала в другие крайности. Так, например, при императорском дворе в моду вошли наряды, украшенные изображением святых, ангелов и даже Христа и Богородицы. Светская мода явно стремилась подражать стилю священнических одежд, восхищавших современников великолепием и пышностью. Но если употребление сакральных образов в церковных облачениях объяснимо их символической функцией, то использование священных изображений в светской одежде противоречило не только здравому смыслу, но и являлось явной профанацией святынь.

Появился обычай брать иконы в восприемники (крестные) детей, примешивать соскобленную с икон краску в евхаристическое вино, причастие класть на икону, чтобы получить его из руки святых. Хвалились друг перед другом – чья икона сильнее…

В свете вышеизложенных фактов, становится отчасти понятна иконоборческая политика духовных и светских представителей власти. Действительно так почитать иконы было нельзя. Но одних этих извращений, конечно, было недостаточно, чтобы создать глубокое и длительное иконоборческое движение. Это было очень тонкое, богословски продуманное отвержение самой идеи иконы, потребовавшее от Церкви снова напряжения мысли, творческого усилия, богословского «созерцания». И Церковь дала достойный ответ – на Седьмом Вселенском соборе был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании, в основу которого было положено великое таинство вочеловечения на земле второго Лица Святой Троицы – Бога Сына, когда «Слово стало плотью» (Ин 1,14).

Игумен Григорий (ПАЛЕХОВ)
и.о. настоятеля храма в честь Архистратига Божия Михаила,
г. Бухара
газета «Слово Жизни»

{backbutton}

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *