Продолжается пребывание ковчега с мощами Матроны Московской в Таре, завтра последний день

 

В городе Тара, в Спасском кафедральном соборе два раза в день духовенство Тарской епархии совершает молебен с акафистом блаженной Матроне Московской.

По особому графику у ковчега со святыми мощами клирики храмов участвуют в молениях. Вчера у святыни молились священники Большереченского округа во главе с благочиным протоиереем Андреем Решитовым.

Завтра, 8 декабря 2024 после 13.00 — святыня отбудет из собора.

+ + +

Почитание мощей святых сложилось уже в первом веке истории христианской Церкви. Оно имеет несколько важных оснований, и первое из них — особое отношение христиан к телу человека. Апостол Павел прямо называет его храмом Божиим: Вы храм Бога живого (2 Кор. 6, 16). Отцы Церкви говорят, что сердце человека – это Престол, на котором должен возноситься к Богу фимиам чистой молитвы. Освященное благодатью Святого Духа тело христианина может стать нетленным. Поэтому к телам умерших христиане относились очень благоговейно, и уже в римских катакомбах литургию совершали на гробах святых мучеников. Эта традиция в Церкви сохраняется и сегодня: во время освящения православного храма в Престол вкладывается частица святых мощей.

Вторым важным основанием почитания мощей является подвиг христианских мучеников. Первыми святыми в Церкви были именно мученики. Часто они отдавали свою жизнь за Христа в жестоких мучениях, во время которых им отсекали руки и ноги, а иногда бросали на растерзание зверям. Чтобы доставить христианам больше страданий, тела казненных римские солдаты сжигали, топили в нечистотах или в воде. Поэтому, не имея возможности воздать должную честь своим братьям, христиане собирали землю, пропитанную кровью мучеников, и относились к ней как к великой святыне. И часто Сам Бог прославлял мучеников, являя знамения и чудеса, происходившие с их мощами: они излучали свет, благоухали, выделяли миро, от прикосновения к ним происходили исцеления. Это было дополнительным свидетельством, что мученики своим подвигом угодили Богу, оставшись верными Ему до смерти.

Почитание мучеников во многом определило границы правильного отношения к святым мощам. Например, мученика могли сжечь или утопить, и тела святого не оставалось. Поэтому по канонам Церкви наличие мощей не является самодостаточным основанием для прославления христианина как святого. А почему одни святые имеют мощи, а другие нет, почему тела некоторых святых сохранились полностью нетленными, а другие в виде костных фрагментов – это тайна Промысла Божия о каждом человеке. Когда апостол Петр, после того как Христос сказал ему о его будущей мученической кончине, спросил Его об апостоле Иоанне: Господи! А он что? – Господь ответил: Что тебе до того? (ср.: Ин. 21, 21–22).

Важным является и правильное представление о нетленности мощей. Во-первых, мощи – это, прежде всего, останки тел святых, а не обязательно целые тела (вспомните мучеников). Во-вторых, нетленные – это не значит обязательно «розовые и мягкие». Нетленные – это значит, что в них чудесным образом прекратился процесс распада тканей. Поэтому у святого может остаться нетленным не обязательно тело целиком (как у святителя Спиридона Тримифунтского, праведного Иоанна Русского, преподобного Александра Свирского), а только глава (мироточивые главы преподобных отцов Киево-Печерских) или даже одна нетленная кость.

Что можно сказать относительно слухов о «подложных» святынях? Часть их возникла во время богоборчества по такой причине. На Востоке мощи святых полагали открытыми, прикрывая их облачением лишь частично. В традиции русского благочестия это считалось недостойным, поэтому мощи покрывали красивыми облачениями полностью, оставляя только маленькое «окошечко» на челе или кисти рук. Иногда части мощей почитаемых святых отделяли для передачи в другой храм или епархию, а на «пустое место» что-либо подкладывали. А во время кампании по вскрытию мощей, которую организовала советская власть, на эти редкие факты пытались ссылаться как на разоблачающие «поповский обман». Конечно, нельзя полностью отрицать и возможности подлогов частиц мощей, но распространенным явлением в Церкви оно быть не может. Дело в том, что так же, как икона считается канонической, если на ней написано имя святого, так и мощи должны иметь свидетельство о принадлежности тому или иному святому (например, дарственная храму, запись в летописной книге и т.п.).

Почитание мощей неотделимо от почитания святых. Мы чтим святых, обращаясь к ним в молитвах, строим храмы в их честь, пишем иконы с их изображением и почитаем их мощи – и не только. Действительно, часто через различные сохранившиеся личные вещи святых происходят чудеса исцелений. Вспомним апостола Павла, о котором евангелист Лука пишет: Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни и злые духи выходили из них (Деян. 19, 11–12).

Вполне естественно, что прибытие святыни из другой епархии является церковным торжеством прославления святого и привлекает к себе внимание людей. И хотя частица мощей блаженной Матроны действительно есть у нас в Саратове, именно в эти дни и именно у этого ковчега с мощами собрался церковный народ и совершается соборная церковная молитва к святой. А о силе соборной (совместной) молитвы подвижники благочестия говорили: «Тысячи молитв в келье не сравнятся по силе с одной, произнесенной в храме».

Десятки тысяч людей идут к мощам блаженной Матроны, прикладываются к ним, приносят цветы. Почему и зачем? Потому что этим выражают свою христианскую любовь к ней и в молитве просят ее о помощи, как близкую и родную.