Духовенству, пастве и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе ;смиренные пастыри, честные иноки, инокини и послушники, боголюбивые братья и сестры, верные чада Святой Русской Православной Церкви!
Сегодня мы, как в своё время простые пастухи с Ангелами восклицаем: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14) Дева рождает Того, Кто даёт нам с тобою жизнь на каждый миг. Сегодня мы путешествуем не как волхвы до вертепа, где Бог явился Младенцем, умаляя Себя до состояния творения, а простираемся и далее: от сердечных тягот земного пути устремляемся вслед за Христом Спасителем в радость Царства Небесного.
Сегодня мы сопереживаем страданиям младенцев, загубленных Иродом, и среди беженцев видим Младенца-Христа, содержащего вселенную и несущего земные скорби с детства.
Христос родился в Вифлееме иудейском – говорят историки. Тайнозритель Апостол Иоанн Богослов говорит так: «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19). «Пришел к своим, и свои Его не приняли.А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины…».
И ныне Бог воплощается в нас. И ныне среди нас есть те, которые «имеют власть чадами Божиими быти». Это познаётся просто: кто имеет такую власть, тот просвещаемый изнутри светом любви, других людей считает чадами Божиими, а себя в помысле постоянно оскорбляющим образ Божий. В первую очередь воплощение в нас Бога познаётся через милосердие и сострадание к нуждающимся, к падающим во грехи. А несомненная степень власти быть сыном Света познаётся через любовь к врагам.
Люди возлюбили больше тьму, чем свет. И погребают мёртвые своих мертвецов. И мы носим эту мертвенность греха от первородного Адама. Это действительно не просто удаление от Бога – это мертвенность! В крещении мы оживаем, в нас рождается внутренний духовный человек. Но как любой новорождённый он нуждается в духовной пище, в духовном дыхании и тепле. Младенец не может сам себя удовлетворить. Младенцу нужна семья, которая будет о нём заботиться. Так и духовно рождённый в крещении, и духовно оживший в покаянии нуждается в духовной семье – Церкви, Главой и Родителем которой является сам Господь. Когда же мы, духовно рожденные, оставляем Церковь, мы оставляем источник своей жизни. Погружаемся во «тьму и сень смертную!»
Когда мы находимся в таком духовно-мертвенном состоянии, то слыша зов колокола, не направляем к нему свои стези. Имеем отца и мать и не почитаем их. Имеем заповеди и не исполняем. Видим нуждающегося и не отверзаем для него двери нашего дома. Не плачем с плачущими, не радуемся с радующимися. Светлый помысел благоговения и молитвы, как агнец среди волков, как Вифлеемская звезда восходит иногда на небосводе нашего внутреннего мироощущения. Мы видим любовь небесного Гостя, мы чувствуем вкус мира не от мира сего! Сладкий голос Божественной беседы. Он кроток и смирен, он светел и лёгок! Он благовествует нам о посетившем наше сердце Богомладенце Христе! Спасителе мира и нашем Спасителе от власти мрака и томления страстей. Но тут же нас, как провинившихся рабов, окликают, ослепляют вспышки житейских попечений, и, когда умертвят, влекут насильники — навязчивые желания страстей. Они принуждают нас уверенно, привыкнув к отсутствию сопротивления и борьбы. И мы вновь не понуждаем себя взойти с богомудрыми волхвами и простецами пастухами или хоть с бессловесными животными поклониться посетившему нас Творцу Вселенной.
Не будем думать, что Бог посещает нас один раз в год или раз в день! Господь стоит подле дверей нашего сердца постоянно и неотступно. Вот что говорит Господь в Откровении св. ап. Иоанна Богослова:
« Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.» (Откр.3,19-22)
«Если, по слову Соломонову, «время всякой вещи под небесем» (Еккл. III. 1), то не ныне ли время любомудрствовать со Апостолом о дивном самоумалении великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда видим Его умалившаго Себя даже до младенческой меры возраста, уничижившаго Себя даже до яслей?
О, как умалил Себя Сын Божий в Своем воплощении! …Как еще более уничижил Он Себя в обстоятельствах Своего земнаго рождения! (…) Надлежало избрать город: и Он избрал Вифлеем, малый…», — пишет святитель Филарет.
Когда мы умалим себя, как дитя, мы становимся подобными Богу, воплотившемуся в яслях. Мы становимся богоносцами, подобно св. Игнатию Богоносцу. Но чтобы мы не ожидали неги и безпечальности на пути духовного уподобления детям, вслед за повествованием о явлении в мир Христа-Младенца, мы узнаем что Богомладенец после воплощения сразу оказался в среде смертельных опасностей и страданий. Сын Божий принял прежде гроба — убогость вертепа, прежде приговора Пилата – злобу Ирода.
Книжники, учителя народные безошибочно открывают Царю Ироду о рождении Мессии, а сами не идут поклониться Богомладенцу. «Весь Иерусалим смутися» известием о воплотившемся Мессии, но ни один житель не последовал за волхвами для поклонения родившемуся Спасителю Мира. Как это напоминает нас! И еще более некоторых ремесленников от СМИ. Способных в своём деле, но падких на смуту. Обладающих коварной способностью из благих намерений выстраивать дорогу в Ад, не только для отдельных душ, но для целых городов и народов. Посредством множества внешне добрых слов, разрушать прежде созданное множеством добрых дел.
Услаждаясь соблазнами СМИ как пением языческих сирен, мы мертвеем до окаменения своей совести. За «чечевичную похлебку» информационной сытости теряем первородство Божественного сыновства, детскую неискушённость в грехе и блаженного неведения.
Взрослость — благо, но почему мы так часто с сожалением вспоминаем прошедшее наше детство и утраченную детскость? Не оттого ли, что Богом данное в детстве имеет печать вечности и вечной ценности? Не злоупотребляем ли мы в мнимовзрослой вседозволенности, своей свободой подобно Адаму? В детском возрасте мы наиболее близки к первозданному, догреховному состоянию Адама.
Ныне перед нами открывается тайна Боговоплощения! Бог стал младенцем, чтобы мы были как дети. Младенчествовали злобою и взрослели чувством долга, жертвенной любви и единения!
Прп. Иустин (Попович) говорил: “Дети — это Царствие Божие на земле… Дети нас оправдывают пред Богом… Стяжать детский дух в себе, ведь только детский дух взыскует Духа Отчего, чтобы вел Он его и поддерживал. И отсюда: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное, — говорит Господь. (Мф 18,3)»
Случайно ли, когда мы находимся в кругу самых близких, искренних друзей, когда у нас самое хорошее настроение, мы становимся незлобивы как дети, мягкосердечны, любвеобильны. Речи наши становятся более просты, шутки наивны. Даже у взрослых мужей появляется детская игривость. Взрослость нас обособляет, а детскость объединяет! Взрослость нужна для борьбы с проблемами, для преодоления чужеродного и враждебного. А детскость проявляется в общении тогда, когда всё решено и побеждено Поэтому умалить себя как дитя может только сильный, тот кто победил себя и вследствии этого тысячу окружавших его проблем.
При ложном взрослении мы теряем евангельскую детскость. При ложном взрослении взрослеют страсти и усиливаются эгоистичные наклонности. Не выплёскиваем ли мы в этом случае вместе с водой омываемого младенца?
Мудрый человек, приобретая новое, бережёт и прежде собранное. Так-то и приобретая взрослость, мы не должны терять Богом данную детскость!
Бог предлагает нам детскость как сыновство, что бы мы воспользовались Его всесильной Отеческой помощью! Бог пришёл на землю, чтобы даровать нам небо. Принял нищету, чтобы даровать нам Царство. Чтобы через воздержание мы освобождались от рабства похоти плоти, похоти очес и гордости житейской.
«Посмотрим же пристально в сердца свои и узнаем, не относятся ли к нам слова Христовы:
«Свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лк. 11, 35).
«Итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Римл. 13, 12).
А если так, если нас осиял свет Христов, то должны и мы, как звезды яркие, или хотя бы как самые слабые, светить миру, живущему во тьме, светом души своей, светом правды и любви, светом милосердия и добрых дел, и во свете Христовом узрим истинный свет»- так писал архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.
Позвольте искренне и сердечно поздравить вас с праздником Рождества Христова! «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». (1-е Фесс. 5, 23)
Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий.
Рождество Христово
2015 / 2016 года
Град Тара