Рождественское послание епископа Тарского и Тюкалинского Савватия

«Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины…» (Ин. 1; 11-14).

Духовенству, пастве
и всем верным чадам Святой Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе смиренные пастыри, честные иноки, инокини и послушники, боголюбивые братья и сестры, верные чада Святой Русской Православной Церкви!

Приветствую Вас с радостью сердечной и поздравляю с великим праздником Рождества   Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!  Своды храмов в дни праздника собрали нас всех вместе, как прежде вертеп святое семейство! Богомладенец-Христос родился в холоде, бедности и в смертной опасности и так до самого распятия был гоним, утесняем, проклинаем. Но Сам Он дарил людям радость, мир и благословение. Исчезли гонители и теснители, а любовь Христова создала великие культуры и цивилизации. И ещё нечто более превосходное: любовь Христова даровала миру Семью как небесное таинство!

Ныне совершилось событие, которое дало не только новое летоисчисление земного бытия, но и возможность нового бытия, будущего века уже здесь на земле. Семья – осколок Рая, малая церковь и последняя крепость, удерживающая мир от утраты евангельской, чистой любви. Любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует». Любви, которая «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…» Любви, которая «никогда не перестает…» (1Кор.13:4-8).

Когда мы находимся в духовно-мертвенном состоянии, то имея отца и мать, не чувствуем к ним почтения. Имеем заповеди и не исполняем. Видим нуждающегося и не отверзаем для него двери нашего дома. Не плачем с плачущими, не радуемся с радующимися. Слышим зов колокола, и не идём в храм. Имеем много причин радоваться и не радуемся, потому что отвергли источник радости — Христа!

Не будем печально говорить: «Почему я не жил в те времена, когда родился Богомладенец Христос в вертепе!» Как солнце всегда светит и греет, так и Господь стоит подле дверей нашего сердца постоянно и желает родиться в нас! Вот что говорит Господь в Откровении св. ап. Иоанна Богослова: «Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит». (Откр.3,19-22).

Услаждаясь соблазнами развлечений как пением языческих сирен, мы мертвеем до окаменения своей совести. За «чечевичную похлебку» информационного услаждения теряем первородство Божественного сыновства. Желая попробовать в жизни всё, мы теряем детскую неискушённость в грехе и чистоту. Потому Господь говорит: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18,3).

Ныне перед нами открывается тайна Боговоплощения! Бог стал младенцем, чтобы мы были как дети. Младенчествовали злобою и взрослели чувством долга, жертвенной любви! Бог предлагает нам детскость как сыновство, чтобы мы вошли в Семью, в которой Бог — Отец, а мы дети! Об этом призвании вышеестественного родства с Богом и говорит Им данная молитва «Отче наш». Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «До ревности любит Дух, живущий в нас»? (Иак 4:5) А так же: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах…» (Матф, 23, 8 – 9).

Членам семьи естественно общаться нежно и с любовью, заботиться друг о друге не по обязанности, а по потребности. То есть испытывать радость только от того, что что-то сделал для другого. Если за добро мы не требуем ничего себе взамен, то радость наша совершенна! Это радость, которую у нас никто не отнимет! Но это радость духовная. Для того чтобы быть способным испытывать эту радость нужно трудиться, возвышаться и даже восходить на крест или смиряться до состояния, которое принял Богомладенец Христос! Христос родился в семье, возрастал в семье, пребывал в покорности мнимому отцу, трудился. Повзрослев, не жил для Себя, а вышел на общественное служение. Он и распятый заботился о своей матери. По смыслу писания видно, что родственные семейные отношения есть наиболее близкий, насколько возможно на земле, образ неизъяснимых небесных взаимоотношений в Царстве будущего века. В Евангелии от Иоана Богослова говорится: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть (становиться*) чадами Божиими…» И в конце Евангелия воскресший Господь говорит Марии Магдалине: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Кого Бог называет братьями? «Всех членов Церкви Христовой на земле,… как разъясняет св. Апостол: «Мы дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:16–17). Что же требуется для этого высокого жребия от всякого человека? Вера в Бога (Евр. 11:6), вступление в лоно Церкви Божией (Д.А.П. 47) и жизнь по заповедям Божиим (Мф. 7:21). Говорит Священномученик Онуфрий.

«Ибо есть люди, которые глаголют о делах Царства, но не творят их; и есть иные творящие дела Царства, но не говорящие… Но те, в которых сбылось слово Спасителя, что Царство Божие внутри вас, малочисленны и редкостны и трудно их найти; в них вошел Святой Дух Божий и исполнилось слово евангелиста Иоанна, что уверовавшим в имя Его Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения мужа, но от Бога родились»,  — говорит прп. Макарий Великий.

Евфимий Зигабен так же говорит: «Иное дело быть усыновленным Богу через крещение, а иное – усыновляться Богу через исполнение евангельских заповедей: то – начало, а это – конец; то – дар Божий, а это — дело усердия». «Но совершенство получим в воскресении; тогда надеемся получить совершеннейшее усыновление, как и Павел говорит: «усыновления ожидаем» (Рим. 8, 23).

Всякий человек рождается для того, чтобы восходить умом и сердцем по лествице семейных добродетелей и доброделаний от почитания родителей до состояния сыновства Богу, к высоте совершенства во Христе!

Родители не всегда могут дать богатство, славу и сытость. Но мать и отец могут дать нам нечто большее. Они своей жертвенной любовью затепляют в нас пламень чистой любови! Если мы кого-то любим, то и при отсутствии источников счастья чувствуем себя счастливыми. Так и воплотившаяся Любовь в образе Богомладенца пришла на землю, чтобы затеплить в нас огнь небесной жертвенной любви.

Любовь родителей рождает и питает нас во временную жизнь, а сами, любя родителей и почитая их, мы рождаемся ещё здесь, на земле, к радости жизни вечной. Нелюбовь родителей приносит нам печаль во временной жизни, а наша нелюбовь к родителям приносит нам вечную муку, начинающуюся также здесь, на земле. Потому нам важно научиться любить родителей, даже когда мы не можем понять их любви, а потом оживить в себе любовь к Богу и ближнему.

Отпавшее от Бога общество теряет смысл семьи, отчасти умышлено, но вместе с тем теряет наиболее естественный и традиционный источник личного счастья и общественного благополучия! Европа, удаляющаяся от своих цивилизованных корней, удаляется и от празднования Рождества. Где-то за произнесение слова «Рождество» люди осуждаются на смерть. Мы же празднуем Рождество и не осознаём, что сама возможность празднования — это неизреченная милость и дар Божий нам и нашему народу!

Преодолевая человеческую немощь, будем проявлять заботу о ближних, пока светит свет в очах наших! Дела жертвенной любви, являемые вами, не всегда заметны людям, но видны сердцам чистым и благодарным, видны в нашем горнем Отечестве и не исчезнут в веках, за что да благословит народившийся Богомладенец –Христос ваши добрые дела! А самих Вас да оградит всесильной радостью во все дни временной и вечной жизни!

С любовью о родившемся Христе,
Савватий
Епископ Тарский и Тюкалинский

Рождество Христово 2014/2015 года
Богохранимый град Тара

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *