В рамках гранта «Православная Инициатива», «Наследники Ермака»
10 июня в солнечный день и теплую погоду на базе духовно-патриотического, спортивно-оздоровительного центра «Застава Ермака» в селе Екатерининское состоялась первая районная спартакиада по ЭТНОспорту.
Что же это такое? Этноспорт — совокупность традиционных видов физической активности, методов их сохранения и развития. Студенты и учащиеся старших классов померились силами в традиционных русских играх: «Кила», «Перетяжка» и «Стрельба из лука».
Основным событием спартакиады была первая игра в традиционный русский вид спорта – Кила — разновидность командного вида спорта, русская игра в мяч, корни которой уходят во времена Новгородского княжества. Участники разделились на две ватаги – «ДоБРые» и «Рыжие». Целью игры является занесения мяча в зачетную зону противника, которая находится за одной из линий игрового поля и обороняется стороной противника.
Выиграла ватага Андрея Бреуса. Все получили заряд положительных эмоций и большое количество адреналина.
Одним из видов Этноспорта является «перетяжка», или, по-другому, «Перетягивание палки». Забава, в которой соревнующиеся садятся на землю и упираются подошвами согнутых ног друг в друга. Оба берутся за прочную палку и тянут её каждый в свою сторону. Победителем считается тот, кто сумел заставить соперника оторваться от земли, коснуться земли локтем или выпустить палку из рук.
Стрельба из лука – этот вид спорта, знакомый большинству людей. Главная задача — попасть стрелой на точность или дальность. Активными участниками спартакиады были не только юноши, но и представительницы прекрасного пола – девушки.
По итогам состязаний победили три Алёнушки: Борзецова Алёна – 1 место, Захарова Алёна – 2 место, Иванова Алёна – 3 место.
Победители и участники были награждены дипломами и медалями.
Соревнования стали хорошей возможностью испытать свои силы, а красоты села Екатерининского подняли дух спортсменам и вдохновили на будущие успехи и достижения.
Занимайтесь спортом и становитесь активными участниками русских игр!
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА — РЮХИ
Принимая во внимание то, что палка является древнейшим и чрезвычайно широко распространенным в народной среде видом охотничьего и воинского оружия, имеются все основания полагать, что обычай устраивать состязания в метании палки в цель уходит корнями в глубокую древность.
Очевидно, что в XIX — XX в. народные игры с метанием палки в цель были распространены у русских (и у других восточных славян) в гораздо большей степени, чем остальные традиционные состязания такого рода.
Одна из самых распространённых игр с метанием палки – рюхи (городки).
Необходимо отметить, что игра в городки в разных вариантах бытовала у русских практически повсюду. По сведениям Д.К. Зеленина, городки в мужской среде у всех восточных славян были «распространены повсеместно». Б.В. Горбунову удалось зафиксировать бытование этой игры в 254 уездах (округах, отделах) 63 губерний (областей) на обширной территории от западных районов Украины и Белоруссии до российского Дальнего Востока и от Архангельской губ. до юга Терской обл.
Широкое бытование этой игры в русском мире привело к большой вариативности.
В такой игре одна команда численностью от одного до пяти-семи человек состязается с другой командой равной численности. Для каждой из них определяли городок, один в виду другого, в его пределах выстраивали фигуру или несколько фигур последовательно с использованием от трех до пятидесяти рюх. Игроки обеих команд по очереди выбивали рюхи из пределов городка противника посредством метания палок – бит, стремясь истратить на это возможно меньшее количество бросков. Рюхи представляли собой чурки цилиндрической формы из липы, березы. Размеры их широко варьировались от чурок длиной около 20 см и диаметром 4-4,5 см до рюх длиной 8-9 см и диаметром 7-8 см, а биты — палки цилиндрической формы такого же диаметра длиной около одного метра.
Гравюра Х.Г. Гейслера. Городки («рюхи»). Конец XVIII века.
Существовало чрезвычайно большое число вариантов и разновидностей игры в рюхи (городки). Эти варианты отличаются друг от друга, прежде всего, формой площадки и размещением на ней города и кона, а так же фигурами установки рюх. В общем ходе состязания игра практически везде одинакова.
Начинали состязание – «зажигали город» — как правило самые ловкие и меткие игроки – «зажигающие». Город считался «зажжёным», если хотя бы одна рюха в результате метания биты вылетала из его пределов. Игра в рюхи требовала от её участников физической силы, глазомера, сноровки.
Местом для игры в рюхи обычно служила любая ровная площадка достаточных размеров. Нередко играли прямо на улице, площади и т.п.
Деление игроков на партии осуществлялось либо по месту жительства, либо по принадлежности к той или иной профессии, либо соперники определялись посредством конания.
В рюхи, в отличие от других состязаний с метанием палки по цели, играли не только дети и подростки. Повсеместно в этой игре участвовали взрослые.
Гравюра Х.Г. Гейслера. Городки («рюхи»). Конец XVIII века.
Если команда игроков, начавшая состязание первой, выбивала все рюхи из городка, то, как правило, их соперники имели возможность отшибиться — метнуть столько бит, чтобы в итоге количество бросков у обеих сторон стало равным. По обычаю, который отмечен практически повсеместно, побежденные возили победителей на своих спинах от одного городка до другого условленное число раз и устанавливали рюхи для новой игры.
Весьма интересно то, что формы городков и расстановка рюх в значительной части случаев в миниатюре повторяют в плане конфигурации городков и расстановку их защитников и игре «взятие снежного городка».
Игра в рюхи по большей части приурочивалась к весенним датам народного календаря. У нас есть лишь одно свидетельство об игре в городки зимой — из Пошехонского у. с замечанием «в зимние праздники», и одно — из местечка Бразин Речицкого у. Минской губ. с пометкой «в святочные дни». Имеется несколько известий об устройстве игры в городки на масленичной неделе.
Повсеместно в рюхи играли на пасхальную неделю, пасху, на Троицу, перед ней и в последующем до Петрова дня включительно, на Петра и Павла, либо на Кузьму Демьяна. Помимо праздников в весенне-летний период в городки играли на досуге и в воскресные дни.
По имеющимся в распоряжении сведения в первом приближении можно рассмотреть вопрос о географической локализации различных вариантов и разновидностей игры в рюхи. Прежде всего, отметим, что наибольшее распространение имела игра с городком в форме квадрата. Если признать, что городок в виде линии является редукцией городка квадрата, то в совокупности эти два варианта состязаний доминировали по степени распространенности. В то же время округлые городки являются, по-видимому, наиболее архаичными.
Ориг. рисунок А. Земцова, гравюра П. Дзедзиц.
Летом. Воскресный день в деревне. Игра в городки («рюхи»). Конец XIX века.
Игра с размещением городка между конами двух команд известна при линейной и квадратной формах его и бытовала главным образом в Новгородской обл. Состязание, в котором линия городка одновременно являлась линией кона для другой команды, отмечено при всех трех конфигурациях поля для установки рюх и имело распространение на Русском Севере (Архангельская, Олонецкая и Вологодская губернии), на Верхнем и Среднем Поволжье (Костромская, Нижегородская, Симбирская губернии), а также у белорусов и на Украине (Киевская и Подольская губернии). Разновидность игры, где в одном городке поочередно состязались обе команды, отмечена при всех формах поля для установки рюх. Она бытовала главным образом на Русском Севере, в Новгородской обл., была известна, в Терской обл. и у украинцев. Игра с расположением кона между двумя городками также известна при квадратной, линейной и округлой формах рюшного поля и имела распространение в Новгородской, Нижегородской и Минской губерниях. Только при квадратной конфигурации городка отмечена разновидность игры, в которой они размещались параллельно один другому. Такая игра была распространена в центре России и у бухтарминских старообрядцев.
По данным Е.А. Покровского, городки в форме квадрата «чаще употребляются» в Олонецкой, Тверской губерниях и «вообще в средней полосе России», а в форме окружности — в Вятской, Пермской и «других смежных с ними губерниях». По имеющимся сведениям, линейные городки имели распространение в Архангельской, Новгородской губерниях и у белорусов. Квадратные городки бытовали преимущественно на Русском Севере и в губерниях центральной России. Они известны также у белорусов и в левобережной части Украины. Округлые городки отмечены главным образом в Новгородской, Вятской, Пермской губерниях, на Верхнем и Среднем Поволжье, на Юге России и на Правобережной Украине.
Упоминания о бытовании игры в городки в Сибири и на Дальнем Востоке встречаются очень часто, однако подробных описаний совсем немного, что не позволяет пока хотя бы в первом приближении наметить здесь локализацию отдельных вариантов и разновидностей игры.
В то же время складывается впечатление, что игра в городки составляет в значительной мере севернорусскую традицию, тогда как некоторые другие состязания с метанием палки в цель в большей степени были распространены на Юге России. Центр России и Поволжье занимали в этом отношении, по-видимому, промежуточное положение.
Игра рюхи сохранилась в живом бытовании до наших дней. В городе Осташкове Тверской области до сих пор сохраняется старинная неизвестная больше нигде аутентичная форма этого состязания. Традиция была зафиксирована и изучена Виктором Колчевым и Сергеем Мещеряковым. Они узнали об этом факте в 2012 г. благодаря Интернет-ресурсам – фото и видео-роликам игры, сделанных туристами. В июне этого же года ими был проведён однодневный экспедиционный выезд с целью участия в игре, записи правил, фото и виде-съёмки игры.
В дальнейшем обнаружились сведения об игре в рюхах в г. Осташкове в материалах «Словаря русских народных говоров», публикация которого издательством «Наука» началось с 1965 г. и продолжается до сих пор. Согласно данным «Словаря» самые ранние сведения об игре в рюхи в г. Осташкове относятся к 1855 году – времени Крымской войны. В этом словаре содержится слова из игровой терминологии игроков в рюхи, некоторые из которых до сих пор используют осташи: «рюхáться» – играть в рюхи»; «рюх» – чурка для игры в рюхи; «рюхáлка» – бита при игре в рюхи»; «рюшник» – любитель играть в рюхи»; «зажига́ть» – бить первому в игре в рюхи». Данные от 1908 г.: «скáлба» – палка, бита для метания в игре в «рюхи» и «городки». «Скалба и рюх – два предмета игры в городки». Никаких этнографических описаний самой игры нет.
Уникальность ситуации состоит не только в том, что до нас чудом дошли аутентичные правила игры и сохранились носители-осташи, – некоторым из которых уже за 70 лет, но и в том, что игра в рюхи взрослого мужского населения (дети играли в любое время) привязана к календарному циклу. Отмечено три основные православных праздника, на которые устраивались массовые игры в рюхи: 19 августа – Преображение Господне (Яблочный Спас), 2 августа – Ильин день, 10 августа – день Смоленской иконы Божьей матери, особо почитавшейся осташами. Интересно, что в каждый из этих праздников игра происходила в разных исторических районах Осташкова: на Преображение – в «Центре» («Набережная», «Стадион»), на Ильин день – в «Америке» (старинное название «Ольшица»), на Смоленскую – в «Кустке» («Кожзавод» «Смычка»).
Осташковская рюшная традиция легла в основу правил проведения соревнований по рюхам, проводимым в рамках русских традиционных игр. В рамках игр проходят состязания в аутентичном варианте игры в рюхи, получившем название «длинные рюхи» или «традиционные рюхи» и в спортизированном варианте – «короткие рюхи». Последние представляют из себя вариант игры адаптированный для проведения турнира между большим количеством команд за короткое время. Соревнования в «коротких рюхах» проводятся на площадке меньших размеров и с меньшим количеством рюх.
В материалам работы Горбунова Б.В. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. (Историко-этнографическое исследование. М., 1999.) и историко-этнографических исследований В.Ю. Колчева.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА — ПЕРЕТЯГИВАНИЕ ПАЛКИ
Перетягивание палки это забава, которая была широко распространёна у русского народа. Её суть заключалась в том, что, соревнующиеся садились на землю и упирались подошвами слегка согнутых ног друг в друга. Затем оба брались за прочную палку и тянули её каждый в свою сторону. Победителем считался тот, кто сумел заставить соперника оторваться от земли или выпустить палку из рук.
В отечественных изобразительных источниках сюжет с изображением состязаний в перетягивании палки встречается с XIV по XIX вв. Перетягивание или переталкивание палки, правда, в положении стоя, изображено в древнерусском рукописном памятнике XIV в. «Микулино Евангелие». В «Истории Сибирской» (1689 г.) С.У. Ремезова в серии миниатюр «Детство Ермака» изображены два молодых мужчины, перетягивающих палку сидя.
«Молодость Ермака» из «Истории Сибирской» С.У. Ремезова (Фрагмент) 1689 г.
На рисунке «Крестьяне Ярославской губернии» из книги знаменитого художника Ф.Г. Солнцева «Одежды Русского государства» (1836 г.) перетягивают палку сидя два крестьянина Ярославской губернии. В экспозиции Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского выставлена небольшая статуэтка фабрики Кузнецовых, изображающая двух мужчин – молодого безусого парня и взрослого бородатого мужчину, – перетягивающих короткую палку на избяном полу.
Солнцев Ф.Г. Крестьяне Ярославской губернии (фрагмент) 1836 г.
Перетягивание палки как популярную мужскую забаву отмечают русские этнографы и писатели XIX – XX в. В знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля 1865 г. описана забава «тянуться или тягаться через палку»: «Тянуться или тягаться с кем, пытать силы, перетягивая друг друга <…> через палку: садятся наземь, упершись друг в друга подошвами, хватаются руками за поперечную палку и тянут противника на себя»].
Фарфоровая статуэтка 2-й пол XIX в. фабрики Кузнецовых. Воронежский музей изобразительных искусств им. И.Н. Крамского
Вологодские корреспонденты конца XIX в. этнографического бюро князя В.Н. Тенишева дают подробнейшее описание перетягивания палки в сидячем положении. «Для пробы силы «тягаются на палках», т. е. за одну короткую крепкую палку берутся два мужика, садятся на землю друг перед другом, упираются ногами друг в друга и начинают тянуть палку каждый в свою сторону; который перетянет, тот и победил» «…Мужик встал и сказал парню: «А давай-ко, на скавках тянуться, дак я те покажу куськину мать, так через голову и юбылызну (перекину)». Парень согласился тянуться на скалках. Для этого принесли толстый коротенький батог. Противники сели на пол, уперлись ногами, и на носки их положили палку, за которую оба взялись руками. «Готово ли?» – спросил парень. «Готово!» – ответил мужик, после чего оба потянули палку в свою сторону. Перевес оказался на стороне мужика, и он поднял парня, который плотно сжатыми в коленях ногами упирался в ноги мужика, и перекинул его чрез свою голову, причем сам ловко увернулся в сторону. Парень плашмя упал на пол» . «Поваленныйпредлагает иначе померять силу, давай-ка, потянемся на палке. Усаживаются на пол или на землю друг против друга, взявши в руки палку и держась оба за неё, причём, упершись ногами, тянуться, пока один из них не перетянет» . Самым интересным свидетельством является описание поединка один против двух: «Два парня предложили ему [мужику – К.В.], что они двое его легко перетянут. «А вот и не перетянуть!» – сказал мужик, хитро улыбаясь. Парни возразили: «Перетенём!» – «А коли я вас перетяну, то шемелу пробьите три раза по всей избе». Парни согласились и сели тянуться. Мужик, поощряемый возгласами других, напряг все свои силы и перетянул обоих парней» ].
Перетягивание на палках отмечается этнографами как одна из самых популярных «гимнастических забав» на Троицу и другие летние праздники в сибирской деревне
Известный русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в романе о заводской жизни на Урале «Три конца» (1890 г.), видимо, упоминает эту разновидность поединка. Один из героев – Терёшка-казак − предлагает разбойнику Окулке: «Хочешь, потянемся на палке…» .
Судя по литературным данным, этот простой вид поединка бытовал у в мужской среде и в 1970-х гг. Так, в книге писателя И.Б. Кашафутдинова «Тоскую по океану» (1968 г.) мы находим яркое описание этого поединка, состоявшегося между матросами:
«– Ну-ка, ну-ка… – пробормотал опешивший Юрка, вышел в коридор, сорвал с пожарного щита пурпурный лом и вернулся. – Ну-ка, садись…
Он сел и кивком пригласил Чиликина. Тот все так же спокойно принял вызов, смахнул старой тельняшкой пыль с палубы и сел. Упершись ступнями ног, они по команде начали поединок. С хрустом задвигались лопатки. Наконец Юрка оторвал Чиликина от палубы. Мы облегченно вздохнули.
– Еще раз, – спокойно сказал Чиликин. – Будь другом.
В этот раз Юрка сплоховал: перелетел через голову Чиликина» .
Состязание в перетягивании палки зафиксировано у многих народов. В Прикарпатье, Карпатах и Закарпатье Украины в XX в. это состязание под названием «бук тянуть» («бука тянуть») было популярно не только у подростков и юношей, но и у взрослых мужчин. У народов Восточной и Западной Сибири популярность игр с перетягиванием палки сохраняется и в наше время. У эвенков это состязание известно под названием «талты юх» или «нюл талили, у коми-зырян – «кыскан», у ненцев – «иэхэтуклма», у якутов – «мас тардыhыы». Последний вид был спортизирован и известен под названием «масс-рестлинг» (от якутского «мас» – палка и английского «рестлинг» – борьба).
Старинная игра Кила
Старинная игра кила это исконно русская игра в кожаный мяч, набитый волосом или соломой (подобные мячи были найдены в новгородских раскопках 10-11 веков). В игре участвуют две команды. Цель игры забросить мяч в «город», зону противника. Раньше правила были довольно жёсткими, и игра часто перерастала в драку. Очень популярной она была на масленичных и свадебных гуляниях. Со временем килу почти забыли, как многие русские игры, традиции, ремёсла. Но благодаря энтузиастам в 90-е годы прошлого века игра получила второе рождение.
Как появилась кила?
Кила (ударение на второй слог) — исконно русская игра. О ее появлении на Руси известно давно, судя по новгородским раскопкам 10-11 веков, вследствие которых были обнаружены подобия кожаных мячей, набитых волосами, крупой. Документальная констатация факта существования игры появилась лишь в конце 19 века в одном из номеров газеты «Вологодская губерния». Наиболее подробное описание правил игры дал русский писатель Н.Г. Помяловский в своем произведении «Очерки бурсы», в котором повествует о своем ученическом периоде жизни и о развлечениях в виде игры в килу.
Кила имеет аналоги с другими игровыми видами спорта. В ней участвуют две команды, состоящие из мужчин, которые состязаются согласно правилам. Основная цель соревнований — занести мяч в так называемый «город» (в других играх — ворота, зона) противника. Сам игровой снаряд и дал название игре.
Делался он из кожи, набивался волосами или соломой, что придавало ему особую прыгучесть, легковесность. Каждый участник передавал посредством паса снаряд сотоварищу. В более старой редакции правил допускалось вести игру с применением жестких приемов, которые порой перерастали в настоящие драки. Вследствие этого кила приобретала наибольшую популярность в Масленичные, свадебные гуляния. На свадьбах соперниками в игре становились не жители разных деревень, а представители мужского пола двух семей, дети которых женились.
После упоминания об игре, датированного 1867 годом прошло немало времени, правила позабылись, да и сама игра едва не канула в Лету. Если бы не неравнодушные активисты: историки, филологи, спортсмены, которые начиная с 90-х годов прошлого века начали радеть за возрождение килы. Были выведены универсальные правила, восстановлена основная атрибутика. Примечательно, что в разные периоды игру именовали русмячем, бузболом, сканболом. И только в 2012 году вернули первоначальное название, событие ознаменовалось проведением матча по киле в Москве.
Как играть в килу?
Правила игры в килу довольно просты. Однако, необходимо будет освоиться, на это уйдет некоторое время. Кила — двухуровневая игра. Первый уровень — земля, второй — воздух. Начинается игра с первого уровня и будет продолжаться на нем при падении мяча. Игроки как в футболе должны сильно и точно бить по снаряду для его продвижения к зачетной зоне, после этого, в заключительной части суметь точным ударом попасть в руки напарнику с целью взятия «города».
Если же игра проходит на втором уровне, обращаться с мячом необходимо таким же образом — точно пасовать и уметь ловить увесистый снаряд при направлении его в вашу сторону.
Это основные положения, помимо них есть еще ряд нюансов: 1. При ведении игры на первом уровне (земле) запрещено брать мяч в руки. 2. Если кила выпала из рук (в частности, при неточной передаче), то для взятия ее в руки необходим однократный удар о землю, в ином случае игра будет продолжаться ногами. 3. Разрешается отталкивать соперника от мяча в корпус, исключая прикосновения руками, захватывать (за одежду) и бросать. Дабы избежать захватов за одежду, игрокам рекомендуют играть с голым торсом. 4. Ограничения по отбору мяча отсутствуют. 5. Нельзя ударять соперника используя конечности (руки, ноги). 6. Форма одежды — свободная, но без использования футбольных бутс.
Площадку измеряют с учетом количества игроков, делят на две равные части, отмечают линии «городов». Когда мяч вводится в игру (строго с земли) одной из команд из своего «города», другой запрещается заходить за середину всей площадки.
Может показаться, что кила — полный аналог регби. Это не совсем верно, сходства есть, но существенное различие заключается в том, что мяч передается в любом из направлений.
Вряд ли в современных магазинах спортивных товаров удастся найти кожаный мешок, наполненный соломой или волосами. Вполне подойдет для игры в килу футбольный или мяч для регби (хотя по правилам мяч должен весить 2 кг, для сравнения мяч для регби весит — 400 гр.).
Чем кила отличается от американского футбола и регби?
Регби придумали в Англии в 19 веке, американский футбол — в Америке многим позже.
Друг от друга эти две игры отличаются небольшими нюансами — передачей вперед (в регби запрещена), специальной экипировкой (в американском футболе применяется), возможностью поднимать мяч с земли (в регби разрешено), атакой игроков (в регби — только того, кто с мячом), возможность заноса мяча в игру (в американском футболе не предполагается).
Кила родилась в России, задолго до регби и американского футбола, соответственно имеет отличительные свойства, касающиеся как русской терминологии, так и правил игры. В целом, сторонний наблюдатель может заметить основное отличие, бросающееся в глаза, касающееся тактики игры — в киле паузы отсутствуют, все подчинено достижению единой цели — захвату «города» и неважно каким путем: будет ли это расчистка игроков для свободного прохождения нападающего, будет ли это передача в любом из направлений неограниченное количество раз, будет ли игра вестись на земле или в воздухе.