Сто лет назад был освящен великолепный храм в селе Вятка, построение которого было частью реализации экономической реформы Петра Столыпина. Государство осознавало, что крестьянину мало дать соху, землю и лес для постройки жилья. Вместе с заселением осваиваемых земель крестьянами, нужно укрепить и веру, которая тысячу лет созидала Русь.
В 1910 году в только что основанном селе Вятка между Тобольском и Тарой был создан православный приход, псаломщиком, а затем священником которого стал Лев Иванович Меньшенин.
Сто лет назад был освящен великолепный храм в селе Вятка, построение которого было частью реализации экономической реформы Петра Столыпина. Государство осознавало, что крестьянину мало дать соху, землю и лес для постройки жилья. Вместе с заселением осваиваемых земель крестьянами, нужно укрепить и веру, которая тысячу лет созидала Русь.
В 1910 году в только что основанном селе Вятка между Тобольском и Тарой был создан православный приход, псаломщиком, а затем священником которого стал Лев Иванович Меньшенин.
Строители приглашены были из Белоруссии, руководила строительством женщина из Санкт-Петербургского университета.
Жители Орловской и Вятской губерний, прослышав, что в Сибири есть свободные плодородные земли, на лошадях приезжали и селились в красивых и богатых таёжных местах. Когда первые строители Вятки приехали на место, лес был такой густой, что не заметили речушки, огибающей это место.
Для церкви лес подбирали лучший. Ездили за 12 километров к деревне Чудесное. Обматывали каждое лиственничное бревно, чтобы не повредить наружный защитный слой лесины, и так осторожно везли. В строительстве участвовали и местные жители.
Религия коммунистами была признана частным делом, начались гонения на церковь, но, несмотря на это, жизнь прихода налаживалась.
С 1929 по 1937 год настоятелем церкви был о. Алексей Камнев, а псаломщиком Каллистрат Иванович Глуховцев.
Те годы были урожайные, и крестьяне восстанавливали свое хозяйство после прежних поборов. На о. Алексея и псаломщика сразу наложили налог, а земли не дали. Доходов у церкви было немного, и платить налог помогали крестьяне.
Во главе района стоял питерский рабочий. После приказа об изъятии церковного имущества четыре года это имущество не изымалось. По данным Омского Государственного архива, Усть-Ишимский райфинотдел трижды жаловался на это в область, в Министерство финансов, и из Министерства трижды приходило указание изъять имущество, но изымать его не торопились.
Видно, не оставлял эти края своим заступничеством Николай Чудотворец, в честь которого был освящен в Усть-Ишиме храм. Была в селе и его древнечтимая чудотворная икона, принесенная казаками при основании острога в устье Ишима около четырех веков назад.
Регулярно обносили эту икону вокруг приходов района. Вокруг Вятки ее обычно обносили трижды и получали просимое: дождь или солнечную погоду.
Вятская церковь не закрывалась дольше других, и можно предположить, что икона в последнее время была в Вятке. Местные жители помнят большую икону Николая Чудотворца. Место нахождения древнечтимого чудотворного образа ныне неизвестно.
Судьбы священномучеников о.Алексея Каменева, псаломщика Каллистрата Иванович Глуховцева и монахини Марии (Марии Алексеевны Каменевой). Семья Каменевых приехала в Вятку в 1929 году. 6 февраля 1937 года о.Алексея, уже не в первый раз, арестовали, и 7 месяцев продержали в застенках Тарской тюрьмы. 23 августа 1937 года его приговорили к расстрелу. 5 сентября 1937 года, не добившись признания вины, согласия на клевету и отречение от веры, о.Алексея расстреляли.
Каллистрат Иванович Глуховцев и его супруга Ольга Петровна
Вскоре после мученической кончины отца Алексея, 28 сентября 1937 года арестовали его сподвижника, псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева, который тоже был расстрелян.
В 1937 году храм в Вятке был закрыт, в здании открыли клуб. Настало время безбожной власти, когда люди боялись открыто исповедовать веру Христову. Одноко и это время ярко горел светильник веры, который свято берегла монахиня Мария. И люди глубоко почитали ее за это. Как раньше ходили они в храм, так сейчас стали ходить в ее крошечный домик. Обращались к ней с просьбой совершить погружение, читать Псалтирь по умершему. После ее блаженной кончины народ сохранил память о ней. В Усть-Ишиме есть особо почитаемая людьми могила монахини Марии.
Весной 1996 года Высокопреосвященнейший Феодосий митрополит Омский и Тарский назначил настоятелем храма священника о.Сергия Загребельного (о.Савватий), благочинного Усть-Ишимского района. Храм ожил, преобразился, люди воспрянули духом и с особым усердием и благоговением стали ходить в него. А осенью того же года в освятили сельском доме зимнюю церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В обители — небольшом деревянном, уютном и легко протапливаемом здании, в холодное время года служатся все суточные Богослужения. Таким образом, экономится топливо и от температурных перепадов сохраняется великолепный и величественный храм в честь Святого Василия Блаженного.
Летом здесь открыт детский лагерь для православных детей, где ребятишки не только приучаются к посильному труду, знакомятся с родной природой, набираются сил и здоровья, но и с увлечением и радостью знакомятся с Законом Божьим, Православием, учатся добру и любви к ближнему.
В 2004 году по благословлению Высокопреосвященней-шего Феодосия, Митрополита Омского и Тарского, в Синодальную Комиссию по канонизации Святых новомучеников направлены документация и материалы по канонизации клириков Омска–Тарской епархии: настоятеля церкви в честь Святого Василия Блаженного с. Вятки Усть-Ишимского района иерея Алексея Камнева (1871-1937) и псаломщика Каллистрата Ивановича Глуховцева (1874-1937), расстрелянных в 1937 году
{backbutton}