Культура всегда была одним из важных элементов в развитии этноса, его нравственном и духовном формировании, сложении его истории.
9 ноября в «Доме Дружбы» состоялось открытие научно-практической конференции «Традиционная культура Тарского Прииртышья. Перспективы развития и изучения. Сравнительный аспект». В ходе конференции были заслушаны доклады таких деятелей культуры и образования г. Тары как Н.К. Козлова, С.П. Ячменева, Т.В. Быструшкина.
В числе гостей и слушателей был приглашен Его Преосвященство епископ Тарский и Тюкалинский Савватий. В своем выступлении владыка подчеркнул особое влияние православия на культуру и историю русского народа, упомянул труды в становлении древнерусской литературы преп. Нестора летописца, чья память празднуется Церковью 9 ноября.
Владыка Савватий говорил о том, что чем менее сформировано сознание, тем больше оно подвержено любому воздействию – как положительному, так и отрицательному (пока у человека завязаны глаза, глупо давать ему возможность идти по любой дороге, ведь одна из них может вести и к пропасти).
Считаем уместным предложить для внимания выдержки из соборного слова XVI Всемирного Русского Народного Собора 2012 года.
Эпоха, в которую мы живем, становится временем нового противостояния между геополитическими центрами, конкурирующими за влияние, ресурсы и рынки сбыта. В отличие от событий ХХ века, когда явными признаками такого противоборства становились военные конфликты, в современном мире особую роль играет фактор так называемой «мягкой силы» (soft power), когда превосходство над противником достигается преимущественно методами информационного, культурного и мировоззренческого воздействия.
Подобные методы уже доказали свою эффективность в период, непосредственно предшествовавший разрушению Советского Союза. Под воздействием «мягкой силы» общество лишается воли к сопротивлению и теряет способность защищать себя и свои ценности, проигрывая войну без единого выстрела. Оно разрушается, атомизируется, теряет сплоченность, превращаясь в хаотическую массу индивидуумов, лишенных чувства национального единства и осознания ценности единения вообще.
В таких условиях нуждается в переосмыслении само понятие государственного суверенитета, которое наполняется новыми гранями, приобретает новые измерения. Сегодня уместно говорить не только о суверенитете государственных границ, но и о суверенитете гуманитарного пространства — пространства смыслов, духовных символов, социально-культурного развития.
Сегодня под гуманитарным суверенитетом следует понимать совокупность культурных, религиозных, мировоззренческих и социально-психологических факторов, позволяющих народу и государству утверждать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешних центров влияния, быть защищенным от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, следовать своим идеалам и хранить верность своим ценностям и святыням.
Гуманитарный суверенитет России — это ее независимость, ее защищенность от воздействия мягкой силы (soft power), которая становится в XXI веке главным инструментом экспансии внешних сил, стремящихся к мировому господству.
Подобная экспансия несет опасность угроз и рисков, о каждом из которых стоит сказать особо. На первом месте стоит размывание цивилизационных границ, утрата цивилизационной идентичности и, как следствие, неизбежное встраивание в иные цивилизационные системы в качестве управляемого извне объекта.
В этой ситуации общество, научные круги, представители политических и деловых элит должны предпринимать усилия по сохранению нашей цивилизационной идентичности, о чем, в частности, говорилось на секции XVI ВРНС «Н. Я. Данилевский — основоположник цивилизационного метода в исследовании истории». Не менее важен и вопрос укрепления патриотического самосознания народа, в особенности — молодежи и подрастающего поколения.
В условиях экспансии враждебных культурных смыслов велика опасность утраты чувства общности между людьми, разрушения основ национального единства. Альтернативой подобному ходу событий должен стать осознанный выбор и путь к солидарному обществу, консолидированному на основе общих идеалов и неразрывности исторической традиции.
Нуждается в защите нравственное и ценностное содержание нашей культуры, наследие нравственных идеалов, доставшиеся нам от предков.
Вопросы и темы, обозначенные выше, представляют общественную значимость с конкретной, практической точки зрения. Сегодня именно здесь проходят линии обороны, рубежи гуманитарного пространства нашего государства и нашей цивилизации.
Отмечая ныне год русской истории, оглядываясь на пройденный нами 1150-летний исторический путь, мы еще раз с уверенностью говорим о присущей нам особой цивилизационной идентичности, о своей решимости следовать ей и бороться за нее. В ее основе лежат религиозные идеалы Православия, которое формирует целостный взгляд на мир и дает импульс к поиску честных и нравственно обоснованных ответов на вызовы современности.
Книга Данилевского содержит немало мыслей, ценность которых ощутимо возросла в конце XX столетия. Одна из них — это предостережение автора «России и Европы» об опасности денационализации культуры. Установление всемирного господства одного культурно-исторического типа, по мнению Данилевского, было бы гибельным для человечества, поскольку господство одной цивилизации, одной культуры лишило бы человеческий род необходимого условия совершенствования — элемента разнообразия. Считая, что самое большое зло — это потеря «нравственной народной самобытности», Данилевский решительно осуждал Запад за навязывание им своей культуры всему остальному миру. Раньше большинства своих современников русский мыслитель понял, что ради того, чтобы «культурородная сила» не иссякла в человечестве вообще, необходимо противостоять власти одного культурно-исторического типа, необходимо «переменить направление» культурного развития.
«Начала цивилизации не передаются от одного культурно-исторического типа другому». Различные же формы воздействия одного культурного типа на другой не только возможны, но и фактически неизбежны.
Его Преосвященство поблагодарил собравшихся за их труды в деле сохранения народной культуры Тарского Прииртышья, сравнивая каждое направление по значимости с элементами ПРО для Отечества. Подобно ракетам по разрушительной силе действует на нас средства массовой информации. Так у НАТО ранее существовал план нанесения ядерных ударов по промышленным объектам. И вот к 2000 году без единого взрыва этот план был выполнен, т.е. все промышленные объекты, спланированные к уничтожению, были разрушены средствами «мягкой силы».
В наше время государствоукрепляющим и государствообразующим являются любые элементы культуры, оживляющие в нас любовь к родному краю, традиционному быту и сложившимся фундаментальным ценностям. В ходе конференции гости смогли ознакомиться с предметами быта, поделками и народными ремеслами, с выставкой, посвященной жизни русского народа и народов, проживающих на территории Тарского района, организованной в Доме Дружбы.
Пресс-служба Тарской епархии
{backbutton}