29 января в Сретенском ставропигиальном монастыре состоялся круглый стол на тему «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций» , в работе которого приняли участие пять представителей тарской делегации, в числе которых насельницы возрождающейся обители.
Круглый стол был в рамках программы ХХII Международных Рождественских образовательных чтений. Заседание проходило под председательством архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (РПЦЗ), куратор – игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы.
Президиум составили: председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и ответственный секретарь – заместитель председателя Отдела игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря.
Первое выступление было посвящено сербским подвижникам – носителям традиции исихазма. Докладчик − архимандрит Кирилл (Бойович), Цетинский мужской монастырь (Сербская Православная церковь, Черногорско-Приморская митрополия). В своем докладе архимандрит Кирилл представил историческую ретроспективу опыта духовного делания в Сербии, раскрыл изначальные тесные связи сербских подвижников с наследием раннехристианского монашества, богоносных афонских старцев, русского старчества XVIII−XIX вв.
Доклад игумении Мелании, настоятельницы монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция, Салоники), «Наследие древних отцов и современный опыт делания умной молитвы» произвел большое впечатление проникнутым любовью рассказом о становлении и росте обители в Панораме, о духовном окормлении сестричества святогорским старцем Георгием (Кавсанисом) и игуменией старицей Февронией. Многие из их поучений достойны того, чтобы донести их до возможно большего числа монашествующих: «Теснота кельи означает простор и удобство в Раю. Если наша душа исполнится Христом, мы не будем испытывать нужду видеть солнечный свет, потому что «солнце» будет внутри нас. Только бы вытерпеть, вытерпеть до конца, чтобы насладиться свободой во Христе…», «Хороши благотворительные деяния, хорошо и служение ближнему, хороша и любовь, но цель монаха в стяжании святости и в том, чтобы удерживать на своих четках небеса и предотвращать гнев Божий. Монах своим особым образом должен сделаться солью мира, чтобы избавить его от греховного тлена».
Открывая этот круглый стол, Высокопреосвященный владыка Марк заметил, что распространенные высказывания об отсутствии ныне старцев, воплощающих идеал высокой духовности, не следует принимать как безоговорочную правду, поскольку сегодня мы зачастую не знаем и своих ближайших соседей. Действительно, ведь и в не столь отдаленные времена многие не подозревали о существовании наших дорогих соотечественников − прозорливых подвижников, светочей монашеского делания.
Выступления на круглом столе архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря («Псково-Печерские старцы и духовное преемство»), игумении Сергии (Конковой), настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря («Опыт духовного окормления у старцев Троице-Сергиевой лавры») и игумении Магдалины (Полын), настоятельницы Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря в Риге («Игумении-старицы Свято-Троице-Сергиевой Рижской обители») объединило стремление воссоздать и сохранить примеры высокого монашеского служения в России советской эпохи. Это служение оказалось возможным благодаря силе веры и силе духа таких замечательных личностей, как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Серафим (Шинкарев), игумения Магдалина (Жегалова) и других «проводников воли Божией», как сказала о них игумения Сергия.
В ходе заседания в президиум неоднократно поступали вопросы из зала. Интересовала практика келейной молитвы в обители, возможность личного общения насельников монастыря с игуменом (игуменией), проблема преодоления монашеского «выгорания», прием в монастырь людей с душевными заболеваниями. Греческие гости охотно делились своим опытом. В их ответах прослеживался главный принцип: при соблюдении разумного уставного порядка, − всегда на первом месте должен быть индивидуальный подход к душе каждого вверенного игумену или игумении брата или сестры.
На состоявшемся после перерыва заключительном заседании был принят итоговый документ в котором участники направления выразили глубокую сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, благословившему проведение работы направления «Монашеская традиция: от древности до наших дней» в рамках ХХII Международных Рождественских образовательных чтений; архимандриту Тихону (Шевкунову), наместнику Сретенского монастыря за организацию проведения Чтений и прием участников в Сретенской духовной семинарии; а также председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, митрополиту Горийскому и Атенскому Андрею, архиепископу Берлинско-Германскому и Великобританскому Марку, епископу Борисовскому Вениамину, архимандриту Елисею, настоятелю монастыря Симонопетра (Cвятая Гора Афон), архимандриту Варфоломею, настоятелю братства монастыря Эсфигмен (канонического) (Святая Гора Афон), архимандриту Тихону (Секретареву), наместнику Псково-Печерского монастыря, архимандриту Макарию (Веретенникову) (Свято-Троицкая Сергиева лавра), иеромонаху Николаю (Сахарову) (Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе, Великобритания), игумении Мелании, настоятельнице монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция), игумении Сергии (Конковой), настоятельнице Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, игумении Магдалине (Полын), настоятельнице Рижского Свято-Троицкого Сергиева монастыря за содержательные доклады и комментарии, позволившие всем участникам приобщиться к святоотеческой традиции и еще раз осмыслить правила монашеского общежития. Высокопреосвященный владыка Феогност передал архимандриту Елисею, архимандриту Варфоломею и игумении Мелании подарки от Святейшего Патриарха Кирилла.
Участники направления выразили пожелание Синодальному отделу по монастырям и монашеству издать материалы докладов, как это было сделано после сентябрьской международной научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность», прошедшей в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в минувшем году.
Справка
В работе направления «Монашеская традиция: от древности до наших дней» XXII Международных Рождественских образовательных чтений приняли участие более двухсот монашествующих. Из них:
митрополиты – 3, архиепископы – 3, епископы – 3, схиархимандриты – 3, архимандриты – 17 (из них ставропигиальных монастырей – 5), игумены – 26, игумении – 45, иеромонахи – 25, иеродиаконы – 2, братия и сестры – 84 человека; а также 5 протоиереев, 2 иерея и свыше 50 мирян.
Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству
Фото: Владимир Ходаков
Подобные материалы:
- В Сретенском монастыре проходила работа направления Чтений «Монашеская традиция: от древности до наших дней»
- Слава Св. Николая Чудотворца в Сибири
- В Таре возрождается одна из древнейших обителей Сибири
- История женского монастыря великомученицы Параскевы Пятницы в г.Тара
- Литургическая жизнь в монастырях и смысл монастырских послушаний
- «Монастыри и монашество: традиция и современность»