В рамках фестиваля Культуры святой Руси (г. Тара) пройдёт практический семинар на тему «РУСЬ — НАСЛЕДНИЦА ВИЗАНТИИ. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В СОВРЕМЕННОСТИ». Согласно утверждениям некоторых музыковедов и критиков, в частности греков, византийская церковная музыка претерпела сильное влияние древнегреческой музыкальной культуры. Советские музыковеды К. К. Розеншильд и Ю. В. Келдыш находили влияние персидской, сирийской и армянской песенности и предполагали влияние позднеантичной греческой музыки.
В рамках фестиваля Культуры святой Руси (г. Тара) пройдёт практический семинар на тему «РУСЬ — НАСЛЕДНИЦА ВИЗАНТИИ. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В СОВРЕМЕННОСТИ». Согласно утверждениям некоторых музыковедов и критиков, в частности греков, византийская церковная музыка претерпела сильное влияние древнегреческой музыкальной культуры. Советские музыковеды К. К. Розеншильд и Ю. В. Келдыш находили влияние персидской, сирийской и армянской песенности и предполагали влияние позднеантичной греческой музыки.
ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
НА ТЕМУ «РУСЬ — НАСЛЕДНИЦА ВИЗАНТИИ. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В СОВРЕМЕННОСТИ»
В РАМКАХ V ФЕСТИВАЛЯ КУЛЬТУРЫ СВЯТОЙ РУСИ (ГОРОД ТАРА)
Организаторами фестиваля являются Тарская епархия совместно с Администрацией Тарского муниципального района
13 февраля (понедельник)
- 9:00 — 10:00 — Встреча гостей участников практического семинара
- 10:30 — Молебен «О начале всякого доброго дела», с участием хоров византийского пения. Возглавляет епископ Тарский и Тюкалинский.
- 11:00 — Начало Практического семинара «Русь – наследница Византии. Культура византийского церковного пения в современности»
Аудитория: участники семинара, певчие, писатели, корреспонденты, учителя филологи, преподаватели вузов, студенты Тарского филиала ОмГПУ и другие заинтересованные лица.
- 13:00 — Перерыв на обед
- 14:00 — Круглый стол «Культура византийского церковного пения в современности»
- 14:30 — Подготовка к вечернему богослужению с участием хоров Византийского пения
- 16:00 — Всенощное бдение с участием хоров Византийского пения
- 21:00 — Ужин.
14 февраля, (вторник)
- 9:00 — Божественная литургия с участием хоров Византийского пения
- 12:00 — Обед
- 13:00 — Заключительный обмен мнением. Вручение Сертификатов о прохождении Практического семинара и вручение подарков
- 14:00 — Отбытие гостей.
Куратор проведения фестиваля: Пряхина Татьяна Алексеевна, телефон: 8-983-111-51-47
ПОЛОЖЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
НА ТЕМУ «РУСЬ — НАСЛЕДНИЦА ВИЗАНТИИ. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИЙСКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ В СОВРЕМЕННОСТИ»
В РАМКАХ V ФЕСТИВАЛЯ КУЛЬТУРЫ СВЯТОЙ РУСИ (ГОРОД ТАРА)
История. Нотация византийской церковной музыки представляет собой региональную разновидность невменной нотации. В ней обычно выделяют четыре типа, соответствующих четырём стадиям исторического развития системы:
- ранневизантийская (другое название — палеовизантийская); отмечается в рукописях X — первой половины XII вв.;
- средневизантийская (другие названия — медиавизантийская, круглая) — в рукописях с последней четверти XII до 1400 г.;
- поздневизантийская и поствизантийская — в рукописях и раннепечатных книгах с начала XV в. до 1814 г.
Звуковысотная линия распевов, записанных в системе средневизантийской нотации (и позже), расшифровывается. Ритм (например, иррациональное удлинение отдельных звуков, ферматы и паузы), исполнительские нюансы (например, динамические акценты, глиссандо, агогика) и богатая орнаментика (например, орнаментальная микрохроматика и вибрато), также «закодированные» в оригинальных невмах, расшифровываются неоднозначно и поныне составляют предмет полемики (зачастую весьма острой) специалистов-византологов. Традиция музыкальной интерпретации рукописей палеовизантийской нотации утрачена.
В 1814 г. так называемые Три дидаскала (другие обозначения реформы — «Хрисанфова нотация» и «Новый метод»)[7] предложили метод упрощённой расшифровки древних нотных рукописей, который получил распространение в практике современного греческого богослужения как основной. В XX веке попытки расшифровки византийской нотации умножились.
Византийская традиция легла в основу певческих традиций православных церквей, отправляющих богослужение по византийскому обряду. При том что рецепция византийской традиции пения в Древней Руси, как таковая, не подвергается сомнению, «музыкально-технические» частности таковой рецепции, а особенно взаимодействие локального и греческого стилей в русской церковной музыке — предмет острой полемики в исследованиях отечественных и зарубежных музыковедов-историков.
I. Общие положения
1. Сибирский практический семинар, проходящий в рамках V Фестиваля Культуры Святой Руси, организуется Тарской епархией Омской митрополии Русской Православной Церкви при содействии Министерства культуры Омской области и Администрации Тарского муниципального района, по благословению Преосвященнейшего Саватия, епископа Тарского и Тюкалинского.
2. Семинар имеет целью возрождение традиции византийского церковного певческого искусства, которое является одним из неотъемлемых составляющих развития и формирования духовных, социальных и культурных основ Русской Православной культуры
II. Цели и задачи
3. Сибирский практический семинар византийского церковного пения проводится в целях сохранения и поддержания традиций культуры византийского пения, а также возрождении традиции Православных концертов духовной музыки, ознакомление с многовековой Православной певческой традицией, становление и совершенствование мастерства творческих коллективов в исполнении древнерусского и византийского пения, духовно-нравственного воспитания молодежи, приобщения к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание певческих культур православных народов.
4. Задачи семинара:
- творческое общение между специалистами, интересующимися вопросами византийской певческой культуры; вопросами практического воплощения церковного византийского распева в современном православном богослужении; методиками обучения византийскому пению; перспективой сохранения и развития древнерусской византийской певческой культуры;
- развитие профессиональных творческих связей между церковными и светскими хоровыми коллективами Омской области;
- знакомство населения с исполнительским мастерством хоровых коллективов в Омской области и других регионов России.
III. Условия проведения
5. Семинар является открытым мероприятием.
6. К участию в фестивале приглашаются специалисты, интересующиеся вопросами византийского пения и его современной практикой.
7. Место проведения фестиваля: Омская область, город Тара, Спасский кафедральный собор. Сроки проведения: с 11 февраля по 12 февраля 2017 года.
8. Участники и гости обладают правом реализации полезной продукции, о чём заблаговременно информируют оргкомитет фестиваля.
9. Ход семинара освещается средствами массовой информации.
IV Оргкомитет семинара
10. Основной состав оргкомитета:
- Председатель оргкомитета – Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий
- Секретарь оргкомитета — игумен Серафим (Максимов)
По приглашению организаторов в состав оргкомитета входят заинтересованные лица, готовые оказать помощь в организации и проведении Фестиваля.
11. В обязанности Оргкомитета входит:
- планирование и руководство деятельности по подготовке семинара;
- подготовка и утверждение официальных документов семинара: положение о семинаре, общий план подготовки и проведения мероприятий;
- руководство проведения официальных мероприятий семинара;
- организация приезда гостей семинара, размещения и отъезда;
V. Мероприятия, проводимые в рамках семинара
12. Лекции и практические занятия по истории, теории и практике византийского распева.
13. Расширенный обмен полезной информацией (в том числе и электронной). Выставка и продажа аудио-продукции, книг.
14. Конференция по обмену опытом. Тематика выступлений:
- Практическое воплощение византийского пения.
- Вопросы, проблемы, сложные ситуации, возникающие при изучении византийского пения; при практике византийского пения в богослужении
- Репертуар и его формирование. Источники.
- Работа хорового коллектива (руководителем или участником которого Вы являетесь), демонстрация практических наработок (исполнение или аудиозапись песнопений).
- Методические, педагогические, теоретические наработки обучения византийскому пению.
15. Необходимо, чтобы доклады носили практическую направленность, т.е. в них должны присутствовать практические элементы — приложения теории к реальному клиросному пению.
16. Материалы докладов планируется разместить к 20-му февраля 2017 г.
IV. Финансовые условия
19. Бюджет Семинара формируется на средства Тарской епархии из спонсорской и меценатской помощи, добровольных пожертвований, оргвзносов участников и гостей фестиваля.
21. Оплата проезда участников осуществляется за счет направляющей стороны.
22. Оргкомитет обеспечивает питание участникам и гостям семинара
23. Спонсорами семинара могут быть как юридические, так и физические лица, принявшие на себя частично или полностью расходы на организацию и проведение семинара, указанные в согласованной учредителями и организаторами смете расходов.
24. Спонсор имеет право учреждать и присуждать по своему выбору дополнительные призы и награды, участвовать в процедурах награждений и других мероприятиях семинара. Спонсор семинара получает право использовать свое наименование (фирменный знак) в рекламных афишах и буклетах семинара, в оформлении торжественных церемоний открытия и закрытия семинара, а также всех других публичных выступлениях и публикациях, посвященных семинару.
25. Банковские реквизиты для спонсоров и благотворителей:
ИНН 5535999990,
КПП 553501001,
Р/сч 40703810745000090222 в «Сбербанк России (№8634/0463)»,
К/с 30101810900000000673 в Омском ОСБ №8634,
БИК 045209673