В Святую Рождественскую ночь явился Ангел Господень Святому Иосифу Обручнику, который был приставлен Богом к Божьей Матери, чтобы охранять её девство и охранять Богомладенца, который должен был родиться на свет, и повелел ему, чтобы он поднимался со своего места, где они были и шли в Египет.
Потому, что Царь Ирод ищет его, чтобы убить младенца. Есть такая поговорка: «Кто верит в случайность, тот не верит Богу», казалось бы, зачем нужно было идти в Египет, так далеко? Но как мы слышим:
«Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего»
Евангелие от Матфея 2:14-15
«Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего».
Осия 11:1
То есть, всему должно было исполниться. Израильский народ, как мы знаем, долгое время был в Египте. Поначалу он благоденствовал и очень хорошо жил, но пришли времена, когда Израильтяне попали в рабство, в этом же Египте. И этому народу пришлось долго мучиться под игом этого рабства. Спустя долгое время, по промыслу Божьему, явился им Моисей, который так же промыслительно был возведён в высокий сан в Египте, и впоследствии был избран Богом, чтобы вывести израильский народ из этой страны.
И естественно, что Господь Иисус Христос, который пришёл в мир, чтобы собой совоскресить всё человечество, не мог оставить Египет без своего следа. Он должен был быть в Египте. И вот он вместе со Своей Матерью и нареченным Отцом Иосифом идут в Египет и там какое-то время проживают. Известно, что в Египте в Александрии и до селе находится самая древняя Антиохийская Церковь.
Так вот, побывши там и просветиши эту рабскую Египетскую землю своим пришествием, Господь возвращается обратно в Израиль во Иерусалим. Таким образом, Иисус Христос проделал путь, который некогда проделали его предки, сначала уйдя туда жить, потому, что там было благоденствие, была роскошь, был хлеб и потом тем же путём он возвращается, но уже возвращается, как бежавший от рабства.
То есть Господь проделал путь своего Израильского избранного народа. И это всё не случайно, он собой освятил этот путь, путь паломничества, путь исхода. Потому, что если бы Господь этого не сделал, то можно было бы сказать, что Он пришёл только в Землю Обетованную, и не прошёл весь путь, который проделали Евреи. Иисус Христос сделал всё до конца и всё равно Его осудили.
У нас с вами ведь как бывает, нам нужно всё сегодня и сейчас. И даже тогда, когда мы уже познали Бога, встретились со Христом, но уже сейчас нам нужно быть Святыми. А такого быть не может, по одной простой причине: если бы мы прямо сейчас, сегодня получил праведность, святость, ценили бы мы её — эту святость? Она была бы дана нам просто, без трудов. Или мы должны проделать долгий путь до гроба и только к завершению своей жизни, начнём понимать, что же такое святость, что же такое праведность или каков путь этой праведности. Когда уже можем оценить и проверить свою жизнь, как мы ее прожили, угодна ли она Богу. Получить
праведность «по щучьему велению» не возможно, так бывает толь в сказке, в жизни всё гораздо труднее.
Сегодняшний день называется Воскресенье после Рождества и Воскресенье перед Богоявлением. Очень интересное сочетание, бывает два воскресения в Святках, но в этом году мы имеем одно. Так вот в сегодняшний день, как и во все дни Святок, Православная Церковь отменила пост, земные поклоны, потому что это Святые дни.
Сегодня Господь в Мире. Мы говорим: «Господь рождается, но Господь и родился! Господь родился, но Господь и Воскрес!», то есть это один и тот же Господь. И мы ему верим и хотим быть с Ним. Хотим, чтобы просвещая Египетскую землю, землю языческую, не знавшую Бога, занимавшуюся идолопоклонством, Господь пришёл и к нам, к нашей плоти. Но, что есть плоть? Наша плоть есть Египет. Ибо наша плоть просит пищи так же, как Евреи в пустыне вкушая Манну Небесную и мучимые жаждой воды и пищи, они вспоминали чаны с мясом, которое ели в Египте.
«И стал малодушествовать народ на пути, и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть в пустыне, ибо нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища».
Числа XXI, 4. 5;
В тот момент у Евреев было чисто «скотское» понимание жизни. Они предпочитали быть в неволе и умереть, но быть у котлов с мясом.
Вот и нам Господь предлагает право выбора. Пройдя весь этот путь, Он как бы сказал нам: «Как хотите. Путь Я исследовал, путь Я показал, этот путь мню пройден. Теперь Я Вам предоставляю путь ко спасению, хотите, идите, не хотите не идите».
По этому поводу, по словам Спасителя, в народе ходит такая поговорка: «Насильно мил не будешь». Люблю! Но как говорит Апостол Павел: «..по временам отпадаю…». По временам верю, по временам не верю. Когда приходит тяжесть, когда приходит скорбь, приходит опасность, я надеюсь на себя, начинаю вдруг бояться смерти, начинаю вдруг бояться бедности, бояться болезней… . А где же в этот момент моя вера, где же я как христианин, который крестился и при крещении говорил: « Отрицаюсь от тебя Сатана, от твоих котлов с мясом и СОЧЕТАЮСЬ ХРИСТУ во всем». Так, где же я? Я хочу быть в рабстве Египетском или же я хочу быть свободным человеком?
Можно быть в рабстве человеческом и оставаться свободным, потому, что прежде сделаться рабом Господа. Так многие Святые, как мы знаем, добровольно продавали себя в рабство, чтобы умертвить свою плоть, но оставались при этом свободны душой.
Мне приходится встречаться с людьми, которые отбывают срок в местах не столь отдаленных, так вот у них есть такая поговорка: «Христос за свои слова ответил. А ты можешь за свои ответить?». Спрашивается – за какие? А за те, которые мы говорим . Господь что говорил, всё исполнил, от своих слов Он не отрёкся даже на кресте. «Словеса Господня, словеса чиста» (Псалом 11) Вот эти Слова в полной мере исполнились на воплотившемся, на родившемся Иисусе Христе. Потому что это-то Слово, которое было до сотворения мира, которое сотворило Ангелов, видимый мир, не видимый мир, человека и всё, что мы с вами видим. И потом, в конце концов, само воплотилось. И это Слово возымело уже имя Иисус Христос.
И дальше мы слышим: «От слов своих оправдаешься и от слов осудишься» (Мф.12,37). Почему от слов? Потому что иногда мы в порыве своих эмоций, в порыве наших скорбей, которые по разным причинам приходят к нам, начинаем роптать, начинаем сетовать, обижаться, оскорблять, судить, материться, проклинать, ненавидеть и, что самое страшное, обезвериваться, то есть, начинаем терять веру. Начинаем думать: а где же в этот момент был Господь, почему он допустил это?
Да, Господь попустил всему этому случиться, потому что он не хочет моей погибели. Да, потому что Он хочет посмотреть на мою веру, которая у меня есть и которой я часто хвастаюсь на показ. И вот в такие моменты моя вера меня либо спасёт, либо погубит. Потому, что если есть вера, я следую за Христом, если нет веры, то я поступаю как те Евреи, которые ждали Христа такого, который придёт и воссядет на престоле. Вот с таким Христом я хочу быть. Но с таким, который меня ведёт на Голгофу, я не хочу быть, это не мой Христос. Нам Господь дал возможность выбора: либо мы идем на Голгофу со Христом, либо идем за лжехристом, но к котлам Египетским. Вот что важно!
Поэтому находясь, сегодня в Храме после Рождества Христова, сегодня у нас Отдание Праздника Рождества Христова и наступает неделя перед просвещением, уже готовясь к следующему празднику Крещение Господне, заранее знаем, что Господь после Крещения ушёл в пустыню, и 40 дней Дьявол Его борол. Вот так и мы с вами принимая Таинство Крещения, освящаемся в нём сочетаясь со Христом, отрекаемся от Дьявола и выходим в пустыню, на войну, бороться со страстями. И не надо притворно думать, что всё, сразу Иисус Христос со мной, и я пошёл как по трубам. Не будет этого – будет больно, но если я готов, если есть у меня эта вера, то я готов идти на это сражение, воевать, как Апостол Павел говорит, с Духами злобы поднебесной. Вот где истинная, правда. Поэтому ещё раз, возвращаясь к сегодняшнему слову можно сказать, что мы с вами должны выбирать – идти к котлам с мясом или же идти в пустыню с Господом. Дай Бог нам не ошибиться, дай Бог нам иметь эту веру.
Дай Бог нам дожить до Крещения Господня, чтобы нам набрать Святой воды, окропить наши дома и, чтобы в эти Рождественские праздники Божья Благодать не прошла мимо, посетила наши дома, нашу родню, наши семьи, чтобы она посетила каждую душу человеческую и чтобы она осталась жить в наших сердцах.
{backbutton} Пресс-служба Тарской Епархии