Выходит новый журнал Тарской епархии «Фавор». Предлагаем вниманию читателей вступительную статью Епископа Савватия. «700 лет назад прп. Сергий, еще находясь во утробе матери, во время Божественной литургии, из небытия осознав своё бытие, троекратным возглашением присоединившись к воинству Святой Троицы, одержал победу над ненавистною рознью века сего.
Победа над страстьми, по слову прп. Иоанна Лествичника, — это воскресение души прежде воскресения тела. Такого собирателя земли послал Господь Руси, который воскрес душею прежде рождения тела, который до рождения проповедовал, а после рождения безмолвствовал.
Он любил людей и Богом данный мир, но считал себя недостойным пользоваться его благами. Будучи младенцем, преподобный не прикасался к материнской груди в постные дни. Воздержание — путь власти над веществом века сего и естественное состояние бесплотных. Прп. Сергий умер для желаний временных благ.
На стенах афонского монастыря написано: «Кто не умрёт до смерти, тот умрет после смерти». Преподобный принял крест до рождения и распялся миру, и мир распялся ему. Мир распялся на кресте, который имеет две перекладины. Горизонтальная перекладина — область нравственности, взаимоотношения человека с творением, с людьми, в пространстве и времени. Вертикаль креста – образ духовности, взаимоотношения человека с Богом Творцом, это деятельность в среде вечности.
Преподобный родился в смутное время, когда дух стяжания мира сего насильно влёк брата на брата, князя на князя, народ на народ, побуждая приобретать временное и чувственное. Они были крещённые, но даже в молитве искали земного. Не было города, который хотя бы год пробыл без приступа от своих же сродников россиян.
Для умирения восставали на Руси сильные словом, но победило молчание. Восставали мужи, побеждавшие других, но победа досталась победившему себя. Собирателем Русского мира стал отрёкшийся от мира монах.
Это Русская тайна, непостижимая плотскому мудрованию. Это драгоценный бисер, попираемый свиноподобным обществом потребления. Когда человек оставил земное и соединился с небесным, то к нему стали прилепляться перстные люди, испытывавшие голод к небесному.
В этом состоит наследие прп. Сергия. Русь, поднявшись на кресте, уязвилась Христовою любовью, потеряла вкус к временной правде, ранее добиваясь которой проливала братскую кровь. Для захвата временных благ обыкновенно проливать кровь брата. Для стяжания вечных благ обыкновенно полагать душу свою.
Мы счастливы потому, что все имеем право на наследство, но несчастны потому, что не все наследники. Наследником был генералиссимус Суворов, который взывал: «Победи себя самого и будешь непобедим», «Без молитвы ружья не обнажай, оружия не заряжай, ничего не начинай». Наследником был Достоевский и говорил: «Школа без Церкви — безголовый урод». Наследником стал прп. Серафим Саровский, благовествуя всей своей жизнью: «Умири себя самого, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Вся высокая культура Руси, согретая лучами фаворского света, сеет в нас живительным семенем призыва преобразить себя самого для преображения окружающего. Эти семена проросли и возвели на фавoр мировой славы великих граждан Руси. Чтобы быть Русским, мало им родиться, надо что-то сделать для России. «Царство Божие внутрь нас есть», но мы для Его стяжания призваны трудиться для семьи, для общества и для Родины. Прп. Сергий Радонежский говорил, что христианин должен или молиться, или читать, или работать, или спать, пятого не дано. Праздность — корень всех зол. И потому нам надлежит возделывать и хранить «Рай» нашей Родины, чтобы вкушать плоды духовной сладости от Древа Жизни — Христа».
Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий
Журнал «Фавор»
Подобные материалы: